Оксана Лавриненко
Консультация для педагогов «Состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией»
▼ Скачать + Заказать документы
Косоглазие — заболевание с нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от общей точки фиксации. Косоглазие — это не только косметический дефект, а тяжелый функциональный недостаток, который развивается при несогласованности работы мышц глаза. Чаще всего это начинается в 2—3 года, когда наиболее активно формируется совместная деятельность обоих глаз. Причиной нарушения взаимодействия глаз могут быть заболевания и травмы центральной нервной системы и органа зрения. Анализируя состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией Э. С. Аветисов (1963, Л. А. Григорян (1978, Е. И. Ковалевский (1995)выделили следующие клинические виды косоглазия : - содружественное косоглазие; - сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени; - расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, при гиперметропии с дальнозорким астигматизмом, при миопии, при амблиопии различной степени. Сходящееся косоглазие развивается в раннем детстве и часто бывает не постоянным, а периодическим. Со временем косоглазие приобретает стойкий характер, так как зрительная система ребенка перестраивается и приспосабливается к асимметричному положению глаз, нарушается бинокулярное зрение. Расходящееся косоглазие постепенно усиливается с возрастом или остается неизменным, а возникает оно в более позднем возрасте. Исследования показывают, что у 70% детей со сходящимся косоглазием наблюдается гиперметропия (дальнозоркость, а у 60% при расходящемся косоглазии миопия (близорукость) (В. Т. Абрамов, 1993). При этом в зависимости от состояния аккомодационного аппарата выделены:- аккомодационное косоглазие; - частично-аккомодационное косоглазие; - неаккомодационное косоглазие. При косоглазии косящий глаз практически бездействует, в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза, амблиопии. Под амблиопией понимают понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями (Л. А. Григорян, 1978). Различают следующие виды амблиопии : - рефракционная; - дисбинокулярная; - обскурационная; - истерическая. Причиной возникновения рефракционной амблиопии является длительное и постоянное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме. Данный вид амблиопии возникает вследствие аномалии рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции. При ношении правильно подобранных очков остротазрения постепенно может повыситься вплоть до нормального. Причиной возникновения дисбинокулярной амблиопии является расстройство бинокулярного зрения. Понижение центрального зрения ведет к расстройству зрительной фиксации и появлению нецентральной фиксации. Точная оценка местоположения видимого предмета затруднена. Таким образом, дисбинокулярная амблиопия подразделяется на две группы:- амблиопия с правильной фиксацией - амблиопия с неправильной фиксацией, которая встречается в 70-75% случаев. Амблиопия данного вида, как правило, односторонняя и встречается при монолатеральном косоглазии. При центральной фиксации своевременное лечение приводит к повышению остроты зрения. При нецентральной фиксации это удается не всегда. Причиной возникновения абскурационной амблиопии является врожденное или раноприобретенное помутнение хрусталика. Понижение зрения при данном виде амблиопии обусловлено не только функциональными, но и анатомическими причинами, поэтому на значительное улучшение зрения нельзя рассчитывать. Истерическая форма амблиопии встречается редко и может возникнуть после психической травмы. Происходит понижение остроты центрального зрения, сужение поля зрения, наблюдается спазм аккомодации и конвергенции. Ведущую роль в лечении данного вида амблиопии занимает психотерапевт. Нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может и должно быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения. Литература: Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006