МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Арапова Ирина
Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.

Ход мероприятия: (1слайд)

1 часть (теоретическая)

(2слайд) «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Основное правило системы М. Монтессори звучит так: «Помоги мне сделать это самому!» Оно означает, что взрослый лишь предлагает малышу какую-то задачу, а уж выполнить ее он должен самостоятельно.

Публикация «Консультация для педагогов „Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

(3слайд) Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств, первой ступенью которого является чувственный опыт. Так, зрительное восприятие предполагает различие объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). (Слайд 4) В этом нам помогают разные органы чувств, разные формы работы: занятия, игры, индивидуальная работа, мини - музей, выставки, экспериментирование и т. д.

(Слайд 5) Что такое сенсорные эталоны? Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. Сенсорные эталоны :

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

(Слайд 6) - Слуховые эталоны — это звуко высотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

-(Слайд 7) Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

-(Слайд 8) Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей.

(Слайд 9) В раннем возрасте : накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

(Слайд10) В среднем дошкольном возрасте :

- формирование сенсорных эталонов;

- обучение детей способам обследование предметов;

- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

- развитие у детей аналитического восприятия

(Слайд11) В старшем дошкольном возрасте : различие речевых звуков и различие восприятия начертания букв (при усвоении грамоты). Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Как знакомить ребенка с признаками предметов?

Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори) :показать.

1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

2. Затем педагог предлагает задания на закрепление усваиваемого понятия (покажи мне круг, квадрат, треугольник, ребёнок показывает.

3. Самостоятельное называние ребенком усвоенного понятия ( взрослый задает вопрос: Это что (круг, а это что квадрат и т. д., если ребёнок говорящий то скажет.

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.

2 часть (практическая)

Коллектив педагогов делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает по несколько вопросов (вопросы пишутся на отдельных карточках). Педагоги внутри каждой группы обсуждают вопросы, затем идет обмен мнениями. На подготовку ответов дается 5 минут.

Вопросы первого уровня:

- какие игры и игрушки для развития тактильной чувствительности есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

- какие игры и игрушки для развития зрительного восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

- какие игры и игрушки для развития слухового восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

Игры с педагогами

«Определи предмет по запаху».

Цель: различение предметов по запаху.

Оборудование: повязка на глаза; продукты питания и вещества с различными запахами (кофе, мандарин, мята.).

Ход игры: педагоги с завязанными глазами по запаху определяют кофе, мяту, мандарин.

«Повтори за мной действия»

Цель: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.

Ход игры: педагог и ребенок стоят напротив друг друга. Педагог показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

«Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

«Где позвонили?»

Цель: развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры: ребенок закрывает глаза, а педагог тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если ребёнок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

«Зайка в гости прискакал».

Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микро пространстве.

Оборудование: игрушки

Ход игры: перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами игрушки. Слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал». Дети должны назвать, как поменял предметы зайка. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития, потому что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для творческой деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения» Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 16:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД