Арапова Ирина
Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.
Ход мероприятия: (1слайд)
1 часть (теоретическая)
(2слайд) «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»
Основное правило системы М. Монтессори звучит так: «Помоги мне сделать это самому!» Оно означает, что взрослый лишь предлагает малышу какую-то задачу, а уж выполнить ее он должен самостоятельно.
Публикация «Консультация для педагогов „Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
(3слайд) Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств, первой ступенью которого является чувственный опыт. Так, зрительное восприятие предполагает различие объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). (Слайд 4) В этом нам помогают разные органы чувств, разные формы работы: занятия, игры, индивидуальная работа, мини - музей, выставки, экспериментирование и т. д.
(Слайд 5) Что такое сенсорные эталоны? Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. Сенсорные эталоны :
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
(Слайд 6) - Слуховые эталоны — это звуко высотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
-(Слайд 7) Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
-(Слайд 8) Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей.
(Слайд 9) В раннем возрасте : накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).
(Слайд10) В среднем дошкольном возрасте :
- формирование сенсорных эталонов;
- обучение детей способам обследование предметов;
- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
- развитие у детей аналитического восприятия
(Слайд11) В старшем дошкольном возрасте : различие речевых звуков и различие восприятия начертания букв (при усвоении грамоты). Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
Как знакомить ребенка с признаками предметов?
Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори) :показать.
1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
2. Затем педагог предлагает задания на закрепление усваиваемого понятия (покажи мне круг, квадрат, треугольник, ребёнок показывает.
3. Самостоятельное называние ребенком усвоенного понятия ( взрослый задает вопрос: Это что (круг, а это что квадрат и т. д., если ребёнок говорящий то скажет.
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.
2 часть (практическая)
Коллектив педагогов делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает по несколько вопросов (вопросы пишутся на отдельных карточках). Педагоги внутри каждой группы обсуждают вопросы, затем идет обмен мнениями. На подготовку ответов дается 5 минут.
Вопросы первого уровня:
- какие игры и игрушки для развития тактильной чувствительности есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?
- какие игры и игрушки для развития зрительного восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?
- какие игры и игрушки для развития слухового восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?
Игры с педагогами
«Определи предмет по запаху».
Цель: различение предметов по запаху.
Оборудование: повязка на глаза; продукты питания и вещества с различными запахами (кофе, мандарин, мята.).
Ход игры: педагоги с завязанными глазами по запаху определяют кофе, мяту, мандарин.
«Повтори за мной действия»
Цель: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Ход игры: педагог и ребенок стоят напротив друг друга. Педагог показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
«Сухой бассейн»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
«Где позвонили?»
Цель: развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: колокольчик.
Ход игры: ребенок закрывает глаза, а педагог тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если ребёнок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Зайка в гости прискакал».
Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микро пространстве.
Оборудование: игрушки
Ход игры: перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами игрушки. Слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал». Дети должны назвать, как поменял предметы зайка. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития, потому что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для творческой деятельности.