Елена Кулешова
Консультация для педагогов «Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ : «Рекомендации по насыщению РППС
по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
В соответствии со ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда создаётся, как мы знаем, для развития индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.
Публикация «Консультация для педагогов „Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных зон, пространств, уголков, центров для реализации задач пяти образовательных областей. Одной из них является область «Речевое развитие» - она рассматривается, как основа для полноценного развития личности каждого малыша. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, на планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении сказки, рассказа, зависит успешность деятельности ребёнка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Таким образом, встаёт вопрос о создании или обогащении речевого мини центра, т. к. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Все вы знаете, что ведущей задачей в речевом развитии является развитие связанной речи. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только при наличии лексически богатой и грамматически правильной речи. Поэтому речевая зона должна насыщаться речевым материалом по всем направлениям речевого развития.
Предлагаю вместе проанализировать речевые центры и заполнить их в соответствии с современными требованиям дошкольного образования по всем возрастам.
1 младшая группа
У детей третьего года жизни формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функции предметов ближайшего окружения, поэтому в их мини центре «Учимся говорить» должно быть:
• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
• Набор картинок для группировки (по 3-4 шт. в каждой группе) с реалистическим изображением: животные, животные с детёнышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки – по 1 набору;
• Наборы парных картинок (предметные) для сравнения (той же тематики) 10 разных;
• Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей) той же тематики – 5-6 разных;
• Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (2-4 части) – 3 разные;
• Разрезные картинки (на 2 части по прямой);
• Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) – 10 разных;
• Сюжетные картинки с различной тематикой, близкой ребёнку (сказочной, социокультурной) крупного размера.
2 младшая группа
• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
• Наборы игрушек, комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков;
• Наборы картинок (4-6 шт.) животных, животных с детёнышами, диких животных и домашних, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, игрушки, транспорт, предметы обихода и продукты питания;
• Наборы парных картинок (для сравнения) той же тематики – 10 разных;
• Наборы парных картинок типа «лото» с геометрическими формами;
• Разрезные складные кубики с предметными картинками из 4-6 частей;
• Разрезные картинки, разделённые на 2-4 части по вертикали и горизонтали;
• 4 картинки времён года, части суток и сезонной деятельности людей.
Для развития связанной речи :
• 2-3 картинки для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
• Сюжетные картинки крупного формата – сказочная и социобытовая тематика – 20-30 разных;
• Игры: «Контуры», «Что есть что?», «Кто есть кто?», «Кто в домике живёт?»
• Лото «Парные картинки», «Игрушки»;
• Игра «Найди маму», «Магазин»
Для формирования и совершенствования грамматического строя речи:
• «Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (на различие существительных единственного и множественного числа).
Зона «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр» :
• Коврограф, ширма для настольного театра;
• Детские книги по программе, книжки-малышки;
• Маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Колобок»….;
• Разные виды театров (плоскостной, стержневой, кукольный)
Средний возраст
Материал уголка речевого развития детей среднего возраста усложняется по содержанию в нём предметов и явлений окружающего, усложняется в направлении классификации предметов и явлений, обязательным остаё тся:
• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;
• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;
• Наборы для группировки и обобщения (до 8-10 карточек) животных, птиц, рыб, насекомых, растений, продуктов питания, одежда, обувь, мебель, здания, транспорт, профессии, предметов обихода и т. д.
• Парные картинки «Лото» (6-8 частей) той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических изображений;
• Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков;
• Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
• Сюжетные картинки с разной тематикой 8-10 разных крупного и мелкого размера;
• Разрезные картинки или кубики с сюжетом (6-8 частей 4-6 разных);
• Разрезные контурные картинки (4-6 частей 8-10 разных);
• Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатные игры;
• Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты познавательного характера 20-30 разных.
В средней группе появляется нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами:
• Наборы картинок с изображением предметов и названий;
• Набор карточек с изображением предметов (от 1 до 5) и цифр;
• Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами;
• Набор моделей: деление на 2 и 4 части;
• Настенный алфавит, слоговые таблицы;
• Картотека словесных игр;
• Магнитная доска.
Художественная литература:
• Книги по программе;
• Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
• Книжки-малышки с произведением фольклора малых форм;
• Книжки-раскраски по теме
• Аудиокассеты и диски по литературным произведениям;
• Театры настольные и перчаточный.
Старший возраст и подготовительный
Следует учесть, что этот возраст является важным периодом развития речи.
Л. С. Выготский считал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Именно в этом возрасте нужно сделать акцент на развитие словаря, полезно проводить словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В этом возрасте происходит развитие памяти, поэтому важно стимулировать повторение, как основу запоминания, активно использовать мнемотехнические средства, символы, схемы, дети преодолевают трудности при достижении цели, возникают игры-соревнования.
Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе. В речевом центре должно быть лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».
В центре «Будем говорить правильно» для старших дошкольников должно быть :
• Индивидуальные зеркала ;
• Тренажёры для развития дыхания;
• Серии сюжетных картинок;
• Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;
• Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т. д. ;
• Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;
• Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) 3-4 разные;
• Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;
• Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);
• Разрезная азбука, набор карточек с цифрами;
• Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);
• Картотека предметных картинок и речевого материала для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных;
• Материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, сигналы, схемы);
• Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «Кто за деревом?», «Собери семейку» и т. д. ;
• Лото, домино по изучаемым темам (8-12 частей) реалистический и условно-схематические изображения по 10 разных;
• Алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;
• Альбомы и наборы открыток с видами Москвы, Калининграда.
• Карта-плакат центра своего города или микрорайона;
• Российский герб, флаг, герб своего города;
• Куклы в русских костюмах;
• Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре».
• Глобус, детские атласы, физическая карта мира;
• Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);
• Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;
• Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
• Набор знаков дорожного движения.
Художественная литература:
• Книги по программе;
• Детская энциклопедия из серий : «Мир природы», «Техника» и т. д
• Книжки-малышки с произведением фольклора малых форм;
• Книжки-раскраски по теме;
• Аудиокассеты и диски по литературным произведениям;
• Театры настольные и перчаточный.
В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте должны быть детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого должны быть: репродукции картин известных художников.
Таким образом, правильно организованная ПРС в речевом центре создаёт возможности для преодоления недостатков в речевом развитии и позволяет ребёнку закреплять свои способности не только в ОД, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит способствует гармоничному развитию личности.
Всё насыщение речевых центров по возрастным группам было взято из методических рекомендаций «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»