Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Речевой уголок»

Ольга Исламова
Консультация для педагогов «Речевой уголок»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 365 г. Екатеринбург

Консультация для педагогов

Тема: «Речевой уголок»

Публикация «Консультация для педагогов „Речевой уголок“» размещена в разделах

Тенденцией последнего времени является сокращение числа логопедических групп в системе дошкольного образования. Но количество детей имеющих речевую патологию увеличивается. Выход из этой ситуации большинству родителей видится в посещении ребенка дошкольного логопункта.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт, куда в первую очередь зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы.

При работе с данной категорий детей необходимо установить преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Обеспечить систематичность коррекционной работы. Для этого педагог группы и родители детей должны принимать непосредственное участие.

Мною были систематизированы и разработаны рекомендации по созданию «Речевого уголка» в группе. Приведенные ниже игры и упражнения будут способствовать более успешной коррекции речевых нарушений детей, посещающий логопункт, а так же развитию и профилактики речи остальных детей массовой группы.

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе

I. Неречевые процессы

1. Развитие слухового внимания:

•различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, гармошка и т. п. ;

•коробочки с сыпучими наполнителями, издающие различные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т. п.);

•демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов;

•картотека игр для развития слухового внимания.

2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти:

•разрезные картинки различных конфигураций (2, 3, 4 и более частей, сборные картинки-пазлы, разрезные кубики (начиная с 4 частей);

•«почтовый ящик», доски Сегена, рамки Мантессори и другие игры-вкладыши;

•разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки;

•«чудесный мешочек»;

•кубики Коса, танграм;

•«зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте;

•игры типа «Четвертый лишний», «Чего не стало», «что не дорисовал художник», «чем похожи, чем отличаются», «Букет в вазе» и др. ;

•серия картинок для установления первично-следственных зависимостей;

•классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

3. Развитие пространственной ориентировки:

•картинки с различной удаленностью предметов и разных их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т. д.);

•картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т. д.);

•игры типа «Дом» (кто где живет? – слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т. д., «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица);

•карточки с изображением лабиринтов;

•макет улицы с транспортом, движущимся в различных направлениях;

•макет комнаты с предметами мебели, расположенными в различных местах;

•картинки с изображениями предметов, движущихся в различных направлениях по отношению к зрителям;

•карточки-символы пространственных предлогов;

•дидактический материал для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради;

•картинные таблицы с изображением предметов в ряд по горизонтали, по вертикале (под, на, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу);

•картотека игр на пространственное ориентирование.

4. Развитие ориентировки во времени:

•картины-пейзажи разных времен года;

•календарь погоды по месяцам;

•расписание занятий по дням недели в картинках;

•«Вчера, сегодня, завтра» - порядок дежурства детей в картинках или цифрах;

•режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь;

•набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток;

•«Окно в природу» настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года;

•картинки для отработки понятий старше - младше.

5. Развитие общей двигательной и зрительно-пространственной активности.

Работа по развитию обще двигательной и зрительно-пространственной активности для детей нацелена на придание ей природосообразности (прямостояние, ощущение пространства, ориентировочно-посиковая активность, движение как средство предупреждения утомления, улучшение общего состояния, активизации внутренних резервов организма). Такая работа предполагает:

•увеличение двигательной активности на занятиях за счет динамизации рабочей позы: работа стоя, сидя, выходя к доске, лежа на ковре, сидя по-турецки и т. д. ;

•широкое использование физкультминуток, для чего составляется картотека эмоциональных имитационных упражнений, сопровождающихся стихами, с учетом присущих для дошкольникам образности мышления и стремления к игре;

•проведение подвижных речевых игр на основе картотеки, составленной в соответствии с тематикой речевого материала занятия.

Как отмечал И. М. Сеченой, пространственно-поисковой активности органа зрения принадлежит важная роль в формировании высших психических функций человека. При проведении занятий с детьми необходимо делать следующие упражнения:

•работа с карточками, мелкими силуэтными изображениями предметов, букв слогов, цифр, геометрических фигур (1,5 – 3 см, расположенными в пространстве комнаты – на стенных, потолке, слева, справа, наверху, внизу;

•использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, бегают глазами (на листе ватмана размером 0,6*2м рисуются разноцветные линии шириной 1 см, которые образуют различные фигуры – овал, волну и др., причудливо перекрещивающиеся; плакат размещается выше уровня глаз в любом месте – над доской, на стене, и даже на потолке);

•игры в веселых человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения: в процессе игры дети рассматривают одного человека и повторяют его движения;

•мимические и артикуляционные упражнения: рассматривая картинки на которых нарисованы лица клоунов (улыбающегося, испуганного, грустного и др., фотографии людей с различными выражениями лиц, дети копируют эти выражения, называют их;

•рассматриваемых подвешенных к люстрам, плафонам, потолку легких предметов: флажков, лент, нитей, снежинок, птичек, бумажных цветов и др. ;

•периодическое рассматривание пейзажа и равноудаленных предметов за окном.

Использование этих приемов повышает перцептивные возможности детей, способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему развитию функций, связанных с приемом и переработкой зрительной информации: остроты зрения, зрительной работоспособности, объема поля зрения, сокращения время реакции на зрительный стимул. Увеличивается пропускная способность зрительного анализатора, т. е. скорость и объем переработки зрительной информации.

6. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность):

•набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности);

•набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом);

•парные картинки;

•муляжи овощей, фруктов;

•игрушечные посуда, мебель;

•ленты, веревки, шнуровки, нитки, карандаши, полоски разной длинны;

•счетные палочки для выкладывания фигур;

•наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные);

•кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найди закономерность»;

•различные дидактические игры типа «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Что изменилось?», «Разложи по цвету», фигуры Поппейль-Вейтера (пособие С. Д. Забрамной);

•дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов;

•картотека игр на развитие восприятия;

7. Развитие мелкой моторики:

•счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные палочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспандеры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пирамидки, баночки с завертывающимися крышечками, мячи разного диаметра для захватывания, ленты и веревки для завязывания бантов, узлов и др. ;

•пальчиковый, перчаточный театры;

•принадлежности для вышивания, вязания, плетения;

•картотека игр и упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук (О. С. Бот, Л. С. Сековец);

•таблицы-иллюстрации этих упражнений;

•материал для развития графических навыков детей.

II. Звукопроизношение

1. Развтие речевого дыхания (вес и величина предметов, которые перемещаются дыханием ртом, постепенно меняются):

•наборы бабочек, снежинок, самолетов, вертушек, «свечей»;

•надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри;

•наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.);

•флакончики их под духов;

•фитоколлекция (в бачках засушенные душистые растения: лепестки роз, зверобой, мята, чай, кофе);

•игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загоняя мяч в ворота», «Надуй паруса» и др. ;

•картотека игр на развитие речевого дыхания.

2. Развитие подвижность артикуляционного аппарата:

•настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала;

•альбом упражнений артикуляционной гимнастики (планшеты, книжки-раскладушки) с образными картинками, фотографиями;

•вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель и др., «Сказки веселого язычка» (М. Г. Генинг, Н. А. Герман).

3. Автоматизация и дифференциация звуков:

•наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциация звуков в словах;

•наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах;

•наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи;

•тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении;

•настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков;

•альбомы или карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки;

•таблицы для составления рассказов по опорным картинкам на определенный звук;

•дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше);

•альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н. И. Соколенко, О. И. Соловьева, Г. А. Тумакова);

•книги различных авторов с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков;

4. Развитие фонематического слуха и восприятия:

•звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности;

•карточки «Определи место звука»: три клетки – начало, середина, конец слова;

•карточки-символы гласных и согласных звуков;

•предметные картинки для выделения звука из слова (в различных позициях);

•сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий: гласный – согласный звук, согласный звонкий – согласный глухой, согласный твердый – согласный мягкий, звук – слог – слово;

•дидактический материал и игры для деления слов на слоги;

•демонстрационный и раздаточный материал для составления звуковой схемы слов (коробочки, конверты или пакеты);

•дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Собери цветок», «Бусы», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др. ;

•«Звуковые часы» (длинное слово, слово на заданное количество слогов);

•материал для анализа предложений;

•наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структурой

•альбомы с иллюстрациями для определения места звука в слове;

III. Обучение элементам грамоты

•разрезные азбуки;

•русский алфавит (таблица);

•наборы букв и слогов (демонстрационные, касса для них;

•кассы букв (индивидуальные);

•рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению;

•слоговые таблицы (демонстрационные и раздаточные);

•настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др. ;

•таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты);

•книжки-самоделки с короткими текстами для чтения;

•карточки-слова с пропущенными буквами, слогами;

•карточки для буквенного анализа слов;

•«Азбука» (для дошкольников);

•образцы букв (из наждачной бумаги и др. материала);

•магнитная азбука;

•карточки-названия различных предметов в групповой комнате;

•тетради и простые карандаши для «печатания букв» слогов, слов, предложений;

•занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.);

IV. Словарная работа

•тематические экскурсии, целевые прогулки (знакомство с предметами ближайшего окружения);

•коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь);

•муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам;

•картинки с изображением действий;

•картинки-иллюстрации различных признаков предметов (цвета, формы, величины, протяженности, слов-антонимов;

•речевые задания для формирования навыков словообразования – суффиксального и префиксального:

-с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб - грибок,

-с использованием «увеличительного» суффикса (ноги - ножищи,

-образование названий детенышей животных (котенок, котята,

-образование относительных прилагательных (стекло – стеклянный,

-образование притяжательных прилагательных (утка – утиный клюв,

-сложные слова – игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад,

-приставочные глаголы, образование названий профессий, многозначные слова, подбор однокоренных слов;

•картотека игр и игровых упражнений на активизацию словаря и словообразования, игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят – разное видят» и др. ;

•карточки символы игровых словарных упражнений;

•различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды, игрушки, большая ветка (птицы, фрукты) и др.

V. Развитие грамматического строя речи

•набор предметных картинок и игр для упражнений в измени числа имен существительных и глаголов;

•набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных, спряжение глаголов);

•набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов, карточки символы предлогов;

•подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании:

-имен прилагательных с именами существительными,

-имен существительных с именами числительными,

-притяжательных местоимений с имена существительными (мой, моя, мое, мои);

•наборы сюжетных картинок для составления простых предложений;

•настольно-печатные игры, в которых требуется исправить разные конструкции предложений.

VI. Связная речь

•подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования типа «Гуси-гуси …»;

•подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр;

•короткие рассказы с иллюстрациям для заучивания;

•наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов;

•фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рассказывания и демонстрации героев и их действий;

•серии сюжетных картинок для составления рассказов;

•карточки-символы для выделения частей рассказа (начало, середина, конец);

•опорные таблицы-схемы для описательных рассказов;

•игровой материал для драматизации;

•различные виды театров;

•подбор коротких сказок, рассказов для инсценировок;

•книжки-малютки с текстами для пересказов;

•детская художественная литература;

•настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто, чем питается?», «Почему?», «Что лишнее?» и др.);

•речевые логические задачки;

•таблица знаков препинания для знакомства и работы над интонацией вопросительного, восклицательного, побудительного и повествовательного предложений.

VII. Игровая деятельность

«Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», - отмечал Д. Б. Эльконин.

При создании предметно-игровой среды в группе следует учитывать требования деятельного подхода к развитию речи детей. Как для любой деятельности, для речи, общения нужен мотив. Например, если игрушки, пособия разместить выше досягаемости, это оставит ребенка перед необходимостью, чтобы получить их, обратиться с просьбой ко взрослому. У ребенка возникает мотив речевой деятельности.

В предметно-игровой среде группы должны быть более широко представлены:

•подборка игр с правилами;

•картотека игр с речевым сопровождением;

•игровой материал к сюжетно-ролевым играм («Детский сад», «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская» и др.);

•игры-мозаики и конструкторы.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Иннoвациoнные фoрмы рабoты по развитию речевой активности дошкольников» Консультация для педагогов «Иннoвациoнные фoрмы рабoты по развитию речевой активности дошкольников» Украинская Наталья Ивановна, воспитатель,.

Консультация для педагогов «Самообразование педагогов в ДОУ» Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваивается каждые 10 лет. Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста» «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста». В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители).

Консультация для воспитателей «Уголок по речевому развитию» Консультация для воспитателей на тему: «Уголок по речевому развитию» Работа по развитию речи требует от педагога создания в группе определенных.

Консультация для воспитателей «Активизирующие формы речевой деятельности» Работа педагога по развитию речи детей включает следующие направления: • Развитие речевой детской деятельности • Литературное образование.

Консультация для воспитателей «Как организовать и создать уголок здоровья в группе?» Ирина Казакова Консультация для воспитателей «Как организовать и создать уголок здоровья в группе? 1,2 слайд Одной из наиболее актуальных.

Речевой уголок в логопедической группеРечевой уголок в логопедической группе Данная презентация была представлена на муниципальный смотр - конкурс «Речевой уголок в логопедической группе». В конкурсе принимали участие.

Проект «Речевой центр как средство развития самостоятельной речевой деятельности детей» Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Важнейшим условием совершенствования речевой.

Смотр-конкурс «Лучший речевой уголок группы»Смотр-конкурс «Лучший речевой уголок группы» Одной из главных задач нашего детского сада является создание благоприятных условий для развития речи детей в соответствии с возрастными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевой уголок»
Опубликовано: 28 мая 2016 в 15:02
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Речевой уголок»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Исламова (УИ 573715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД