Ольга Исламова
Консультация для педагогов «Речевой уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 365 г. Екатеринбург
Тема: «Речевой уголок»
Публикация «Консультация для педагогов „Речевой уголок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Тенденцией последнего времени является сокращение числа логопедических групп в системе дошкольного образования. Но количество детей имеющих речевую патологию увеличивается. Выход из этой ситуации большинству родителей видится в посещении ребенка дошкольного логопункта.
В нашем детском саду функционирует логопедический пункт, куда в первую очередь зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы.
При работе с данной категорий детей необходимо установить преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Обеспечить систематичность коррекционной работы. Для этого педагог группы и родители детей должны принимать непосредственное участие.
Мною были систематизированы и разработаны рекомендации по созданию «Речевого уголка» в группе. Приведенные ниже игры и упражнения будут способствовать более успешной коррекции речевых нарушений детей, посещающий логопункт, а так же развитию и профилактики речи остальных детей массовой группы.
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе
I. Неречевые процессы
1. Развитие слухового внимания:
•различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, гармошка и т. п. ;
•коробочки с сыпучими наполнителями, издающие различные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т. п.);
•демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов;
•картотека игр для развития слухового внимания.
2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти:
•разрезные картинки различных конфигураций (2, 3, 4 и более частей, сборные картинки-пазлы, разрезные кубики (начиная с 4 частей);
•«почтовый ящик», доски Сегена, рамки Мантессори и другие игры-вкладыши;
•разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки;
•«чудесный мешочек»;
•кубики Коса, танграм;
•«зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте;
•игры типа «Четвертый лишний», «Чего не стало», «что не дорисовал художник», «чем похожи, чем отличаются», «Букет в вазе» и др. ;
•серия картинок для установления первично-следственных зависимостей;
•классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
3. Развитие пространственной ориентировки:
•картинки с различной удаленностью предметов и разных их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т. д.);
•картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т. д.);
•игры типа «Дом» (кто где живет? – слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т. д., «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица);
•карточки с изображением лабиринтов;
•макет улицы с транспортом, движущимся в различных направлениях;
•макет комнаты с предметами мебели, расположенными в различных местах;
•картинки с изображениями предметов, движущихся в различных направлениях по отношению к зрителям;
•карточки-символы пространственных предлогов;
•дидактический материал для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради;
•картинные таблицы с изображением предметов в ряд по горизонтали, по вертикале (под, на, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу);
•картотека игр на пространственное ориентирование.
4. Развитие ориентировки во времени:
•картины-пейзажи разных времен года;
•календарь погоды по месяцам;
•расписание занятий по дням недели в картинках;
•«Вчера, сегодня, завтра» - порядок дежурства детей в картинках или цифрах;
•режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь;
•набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток;
•«Окно в природу» настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года;
•картинки для отработки понятий старше - младше.
5. Развитие общей двигательной и зрительно-пространственной активности.
Работа по развитию обще двигательной и зрительно-пространственной активности для детей нацелена на придание ей природосообразности (прямостояние, ощущение пространства, ориентировочно-посиковая активность, движение как средство предупреждения утомления, улучшение общего состояния, активизации внутренних резервов организма). Такая работа предполагает:
•увеличение двигательной активности на занятиях за счет динамизации рабочей позы: работа стоя, сидя, выходя к доске, лежа на ковре, сидя по-турецки и т. д. ;
•широкое использование физкультминуток, для чего составляется картотека эмоциональных имитационных упражнений, сопровождающихся стихами, с учетом присущих для дошкольникам образности мышления и стремления к игре;
•проведение подвижных речевых игр на основе картотеки, составленной в соответствии с тематикой речевого материала занятия.
Как отмечал И. М. Сеченой, пространственно-поисковой активности органа зрения принадлежит важная роль в формировании высших психических функций человека. При проведении занятий с детьми необходимо делать следующие упражнения:
•работа с карточками, мелкими силуэтными изображениями предметов, букв слогов, цифр, геометрических фигур (1,5 – 3 см, расположенными в пространстве комнаты – на стенных, потолке, слева, справа, наверху, внизу;
•использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, бегают глазами (на листе ватмана размером 0,6*2м рисуются разноцветные линии шириной 1 см, которые образуют различные фигуры – овал, волну и др., причудливо перекрещивающиеся; плакат размещается выше уровня глаз в любом месте – над доской, на стене, и даже на потолке);
•игры в веселых человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения: в процессе игры дети рассматривают одного человека и повторяют его движения;
•мимические и артикуляционные упражнения: рассматривая картинки на которых нарисованы лица клоунов (улыбающегося, испуганного, грустного и др., фотографии людей с различными выражениями лиц, дети копируют эти выражения, называют их;
•рассматриваемых подвешенных к люстрам, плафонам, потолку легких предметов: флажков, лент, нитей, снежинок, птичек, бумажных цветов и др. ;
•периодическое рассматривание пейзажа и равноудаленных предметов за окном.
Использование этих приемов повышает перцептивные возможности детей, способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему развитию функций, связанных с приемом и переработкой зрительной информации: остроты зрения, зрительной работоспособности, объема поля зрения, сокращения время реакции на зрительный стимул. Увеличивается пропускная способность зрительного анализатора, т. е. скорость и объем переработки зрительной информации.
6. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность):
•набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности);
•набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом);
•парные картинки;
•муляжи овощей, фруктов;
•игрушечные посуда, мебель;
•ленты, веревки, шнуровки, нитки, карандаши, полоски разной длинны;
•счетные палочки для выкладывания фигур;
•наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные);
•кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найди закономерность»;
•различные дидактические игры типа «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Что изменилось?», «Разложи по цвету», фигуры Поппейль-Вейтера (пособие С. Д. Забрамной);
•дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов;
•картотека игр на развитие восприятия;
7. Развитие мелкой моторики:
•счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные палочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспандеры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пирамидки, баночки с завертывающимися крышечками, мячи разного диаметра для захватывания, ленты и веревки для завязывания бантов, узлов и др. ;
•пальчиковый, перчаточный театры;
•принадлежности для вышивания, вязания, плетения;
•картотека игр и упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук (О. С. Бот, Л. С. Сековец);
•таблицы-иллюстрации этих упражнений;
•материал для развития графических навыков детей.
II. Звукопроизношение
1. Развтие речевого дыхания (вес и величина предметов, которые перемещаются дыханием ртом, постепенно меняются):
•наборы бабочек, снежинок, самолетов, вертушек, «свечей»;
•надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри;
•наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.);
•флакончики их под духов;
•фитоколлекция (в бачках засушенные душистые растения: лепестки роз, зверобой, мята, чай, кофе);
•игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загоняя мяч в ворота», «Надуй паруса» и др. ;
•картотека игр на развитие речевого дыхания.
2. Развитие подвижность артикуляционного аппарата:
•настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала;
•альбом упражнений артикуляционной гимнастики (планшеты, книжки-раскладушки) с образными картинками, фотографиями;
•вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель и др., «Сказки веселого язычка» (М. Г. Генинг, Н. А. Герман).
3. Автоматизация и дифференциация звуков:
•наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциация звуков в словах;
•наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах;
•наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи;
•тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциации в произношении;
•настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков;
•альбомы или карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки;
•таблицы для составления рассказов по опорным картинкам на определенный звук;
•дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше);
•альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н. И. Соколенко, О. И. Соловьева, Г. А. Тумакова);
•книги различных авторов с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков;
4. Развитие фонематического слуха и восприятия:
•звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности;
•карточки «Определи место звука»: три клетки – начало, середина, конец слова;
•карточки-символы гласных и согласных звуков;
•предметные картинки для выделения звука из слова (в различных позициях);
•сигналы обратной связи для упражнений на дифференциацию понятий: гласный – согласный звук, согласный звонкий – согласный глухой, согласный твердый – согласный мягкий, звук – слог – слово;
•дидактический материал и игры для деления слов на слоги;
•демонстрационный и раздаточный материал для составления звуковой схемы слов (коробочки, конверты или пакеты);
•дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Собери цветок», «Бусы», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др. ;
•«Звуковые часы» (длинное слово, слово на заданное количество слогов);
•материал для анализа предложений;
•наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структурой
•альбомы с иллюстрациями для определения места звука в слове;
III. Обучение элементам грамоты
•разрезные азбуки;
•русский алфавит (таблица);
•наборы букв и слогов (демонстрационные, касса для них;
•кассы букв (индивидуальные);
•рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению;
•слоговые таблицы (демонстрационные и раздаточные);
•настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др. ;
•таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты);
•книжки-самоделки с короткими текстами для чтения;
•карточки-слова с пропущенными буквами, слогами;
•карточки для буквенного анализа слов;
•«Азбука» (для дошкольников);
•образцы букв (из наждачной бумаги и др. материала);
•магнитная азбука;
•карточки-названия различных предметов в групповой комнате;
•тетради и простые карандаши для «печатания букв» слогов, слов, предложений;
•занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.);
IV. Словарная работа
•тематические экскурсии, целевые прогулки (знакомство с предметами ближайшего окружения);
•коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь);
•муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам;
•картинки с изображением действий;
•картинки-иллюстрации различных признаков предметов (цвета, формы, величины, протяженности, слов-антонимов;
•речевые задания для формирования навыков словообразования – суффиксального и префиксального:
-с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб - грибок,
-с использованием «увеличительного» суффикса (ноги - ножищи,
-образование названий детенышей животных (котенок, котята,
-образование относительных прилагательных (стекло – стеклянный,
-образование притяжательных прилагательных (утка – утиный клюв,
-сложные слова – игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад,
-приставочные глаголы, образование названий профессий, многозначные слова, подбор однокоренных слов;
•картотека игр и игровых упражнений на активизацию словаря и словообразования, игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят – разное видят» и др. ;
•карточки символы игровых словарных упражнений;
•различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды, игрушки, большая ветка (птицы, фрукты) и др.
V. Развитие грамматического строя речи
•набор предметных картинок и игр для упражнений в измени числа имен существительных и глаголов;
•набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных, спряжение глаголов);
•набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов, карточки символы предлогов;
•подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании:
-имен прилагательных с именами существительными,
-имен существительных с именами числительными,
-притяжательных местоимений с имена существительными (мой, моя, мое, мои);
•наборы сюжетных картинок для составления простых предложений;
•настольно-печатные игры, в которых требуется исправить разные конструкции предложений.
VI. Связная речь
•подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования типа «Гуси-гуси …»;
•подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр;
•короткие рассказы с иллюстрациям для заучивания;
•наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов;
•фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рассказывания и демонстрации героев и их действий;
•серии сюжетных картинок для составления рассказов;
•карточки-символы для выделения частей рассказа (начало, середина, конец);
•опорные таблицы-схемы для описательных рассказов;
•игровой материал для драматизации;
•различные виды театров;
•подбор коротких сказок, рассказов для инсценировок;
•книжки-малютки с текстами для пересказов;
•детская художественная литература;
•настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто, чем питается?», «Почему?», «Что лишнее?» и др.);
•речевые логические задачки;
•таблица знаков препинания для знакомства и работы над интонацией вопросительного, восклицательного, побудительного и повествовательного предложений.
VII. Игровая деятельность
«Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», - отмечал Д. Б. Эльконин.
При создании предметно-игровой среды в группе следует учитывать требования деятельного подхода к развитию речи детей. Как для любой деятельности, для речи, общения нужен мотив. Например, если игрушки, пособия разместить выше досягаемости, это оставит ребенка перед необходимостью, чтобы получить их, обратиться с просьбой ко взрослому. У ребенка возникает мотив речевой деятельности.
В предметно-игровой среде группы должны быть более широко представлены:
•подборка игр с правилами;
•картотека игр с речевым сопровождением;
•игровой материал к сюжетно-ролевым играм («Детский сад», «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская» и др.);
•игры-мозаики и конструкторы.