Тарасова Светлана Ивановна
Консультация для педагогов «Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создаёт условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
Связная речь представляет собой главный инструмент коммуникации. Так как именно связное, логичное, понятное, правильно оформленное высказывание может нести в себе какую либо информацию и заинтересовать слушателя. Связная речь должна быть понятна собеседнику и отражать структурное целое, т. е. связанные между собой тематически объединенные законченные отрезки.
Основная функция связной речи коммуникативная и осуществляется она в двух формах - диалог и монолог. Первое что формируется в онтогенезе речи ребенка это диалог, после – монолог.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются дети в отношении связной речи это :
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Употребление нелитературных слов и выражений, слов-паразитов.
5. Бедность диалогической (и монологической) речи : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос. Дать содержательный и оперативный ответ.
6. Выстроить логическую цепочку высказывания, пересказа содержания.
7. Плохая дикция, недостаточная модуляция голоса.
Основные задачи:
•воспитание звуковой культуры речи;
•обогащение, закрепление и активизация словаря;
•совершенствование грамматической правильности речи;
•формирование разговорной (диалогической) речи;
•развитие дикции;
•воспитание интереса к художественному слову;
•создавать ситуацию речевого общения, моделирующую реальное устное общение.
На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут научить правильному произношению звуков, развить фонематический слух и восприятие, сформировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Основные методы и приемы в работе по развитию связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста :
Использование методов и приемов позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие связной речи;
5. Овладение приёмами работы сокращает время обучения.
1. Мнемотехника-это серия последовательных схематических изображений, с опорой на которые ребенок может составить предложение и выстроить их в текст.
Как правило, это 4 и более картинки. На них могут быть основные признаки предмета или какое либо явление природы, настроение и т. д. главное чтобы изображение было наиболее упрощенное и понятное ребенку
2. Предметно-схематические модели
Схема описания и сравнения посуды
3. Методика коллаж (Развитие связной речи детей по серии рисунков)
Определятся последовательность картинок, придумывается начало и конец истории, название истории. Дается установка придумать по 1-2 предложения
на каждую картинку, и т. д.
4.«Рассказывание по картине»
Составление рассказа по вопросам. Что изображено на картинке?
Сколько ребят нарисовано? А какого они возраста? Опиши их.
А какое у них настроение?
А чем они занимаются?
А где они играют (занимаются, разговаривают?
Какое время суток изображено?
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
5.«Волшебный сундучок»
Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».
«Собирайте» их в волшебный сундучок – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать.
6. Составление текста по представленным предложениям.
В лесу не слышно веселых голосов птиц.
Наступила зима.
Реки покрылись льдом.
На ветках деревьев лежит легкий снежок. Выпал снег и укрыл черную землю пушистым одеялом.
7. Определение границ предложения.
Поспели в лесу мелкие яблочки кареглазые каштаны стали ронять на землю свои орешки а за каштанами стали опадать и листья птицы заговорили о перелете на юг.
8. Ответы на вопросы, по прочитанному рассказу, стихотворению и т. д.
по самостоятельно рассказанной истории.
по составленному тексту.
9. Составление рассказа с конкретным началом, серединой, концовкой.
Большая рыжая собака грелась на солнышке со своими щенятами. Вдруг она услышала жалобный писк. Собака подошла к пруду и ….
… а ночи длиннее. Солнце мало греет. Небо часто бывает покрыто тучами. Моросит мелкий дождик. Листья на деревьях желтеют и опадают, трава вянет. Пропадают насекомые. А птицы…
…дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.
По составленному тексту задается вопрос к каждой части. Составляется план, придумывается название. Определяется начало (завязка, середина (основная часть) и конец (развязка).
Работа по развитию связной речи должна начинаться с более простого и как бы «обрастая» некоторыми подробностями должна усложняться. При составлении описательных рассказов необходимо следить за правильностью грамматического состава речи и исправлять грамматические ошибки.