Титова Наталья Анатольевна
Организация продуктивных видов деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Основное дело современного педагога детского сада помочь ребёнку дошкольного возраста увлечься любым заинтересовавшим его видом деятельности: от уровня узнавания до уровня самостоятельности и творчества.
В п. 1.2. 4) ФГОС ДО (далее в стандарте) говорится: программа детского сада реализуется в форме игры, творческой активности обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка.
Публикация «Организация продуктивных видов деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Реализуя программу МБДОУ ДС № 16 «Тополёк» и соблюдая ФГОС ДО п. 1.4. 2)
мы обеспечиваем ребёнку возможность самостоятельно выбрать содержание своего образования, например, из какого материала сделать ромашку для Ириски, сегодня дети выбирали самостоятельно. А как сделать ромашку из выбранного ребёнком материала, воспитатели показывали уже в ходе совместной продуктивной деятельности.
Таким образом, сегодня нами была использована нетрадиционная форма организации детей в мини – творческих мастерских. В ходе совместной деятельности дети взаимодействовали с педагогами другого детского сада, следовательно, развивалась их социализация. Научившись делать ромашку определённым способом, они смогут самостоятельно обменяться своими знаниями. Если их педагог организует рефлексивный круг – спросит у детей, кто к ним приходил, что случилось, что они подарили Ириске, из чего научились делать ромашки.
Организуя художественно – творческую деятельность на участке, мы реализуем не только здоровьесберегающию технологию, т. е дети получают на солнце и свежем воздухе витамина D, а так же и п. 3) ФГОС ДО, т. е. обеспечиваем содействие и сотрудничество детей и взрослых, признавая ребёнка полноценным участником образовательного процесса.
При разработке Программы Лето – 2016 года, мы учитывали режим работы нашего детского сада и объем решаемых задач образовательной деятельности в летний период. В соответствии с 12 часовым пребыванием детей в детском саду наши воспитатели планируют творческую продуктивную деятельность детей и в утренние часы, и во второй половине дня. Таким образом, художественно – эстетическое развитие детей протекает в течение всего времени пребывания детей в детском саду и соответствует требованиям Сан Пина, не более 2 –х часов в неделю.
В соответствии с п. 2.6. ФГОС ДО содержание нашей образовательной программы на учебный год и программы «Лето», как составной её части, обеспечивает развитие личности и мотивацию способностей детей по всем направлениям развития и образования детей.
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Реализация продуктивной деятельности как части художественно – эстетического направления развития образовательной программы в летний период предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания ребёнком произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, чаще мира природы, через организацию наблюдений на улице, участке детского сада, специально организованных прогулок. Становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, в ходе посещения специально организованных выставок в музее киноцентре «Родина» и др. ,; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам (сегодня вы увидели, как дети активно помогают персонажам, просящих их о помощи) художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В социально-коммуникативном направлении развития при реализации программы Лето мы обеспечиваем возможность развития общения и взаимодействия ребенка с разными взрослыми (работа в детских творческих мини - мастерских может протекать у воспитателя другой группы) и взаимодействие со сверстниками (сам научился, помоги другому научится тому, что умеешь сам). Таким образом, происходит становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. В ходе продуктивной, изобразительной и творческой деятельности происходит развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, так как продукт, детского творчества выполняется не просто так, а для кого – то. В нашем случае для клоунессы Ириски. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками. Формируется уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к творчеству.
Безусловно, в ходе организации продуктивной деятельности происходит и реализация познавательного направления развития детей их любознательности и познавательной мотивации. В ходе творческой деятельности формируются познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности: что я буду делать, из чего и для кого. Благодаря заранее спланированным наблюдениям, с этой целью педагоги нашего детского сада используют заранее спланированные вопросы при наблюдении в ходе специально организованных целевых прогулок и экскурсий, подбирают раскраски или самостоятельно подготовленные образцы для самостоятельной творческой деятельности детей. С целью накопления эстетического и познавательного опыта происходит формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира о их форме, цвете, размере, материале. При формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, через просмотр слайдов, иллюстраций, фильмов происходит формирование представлений детей о малой родине и Отечестве. В ходе реализации проектов «Мой родной Хабаровский край» - об отечественных традициях и праздниках, «Планета – наш общий дом» - о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Если говорить про особенности организации работы
в летний период в нашем детском саду, то воспитатели используют не только всем известное рисование на бумаге и лепку из пластилина, но и печать листочками необычной формы на плоских камнях и конструирование из природного, бросового и подручного материала.
В перспективных и календарных планах наших воспитателей
присутствуют разнообразные виды продуктивной деятельности. Для организации художественно – творческой деятельности мы составили перспективные планы. При их составлении воспитатели нашего детского сада опирались на общую тему недели, заканчивающуюся определённым событием, запланированную на основе общего перспективного плана. Используют ежедневное наблюдение за явлениями природы.
Любые наблюдаемые явления вошли в план и стали темой для организованной педагогом совместной художественно – творческой деятельности
.
Для организации работы в летний период педагогами разработаны конспекты по темам:
Первая младшая группа воспитателями Асташовой О. А. и Хабаровой А. Ф. разработаны конспекты: «Дождик» и «Очень рады солнышку» При работе с детьми раннего возраста воспитатели используют технику рисования пальчиками. Дети совместно со взрослым, а некоторые и самостоятельно украшают: блюдце, ниточку для бус, мухомор, божью коровку, горошек на платье куклы, дополняют сюжетные картинки: зёрнышки для цыплят, горошек для петушка, дождик. Затем переходят к рисованию вертикальных линий: заборчик, солнечные лучики, червячки и т. п.
Воспитателем второй младшей группы Митрофановой Е. С. разработаны конспекты: «Семь цветов радуги», «Что делать во время грозы и сильного ветра».
Воспитателями средней группы: Мироновой Л. Р. и Кайдаловой О. В. разработаны конспекты: «Цветы», «Мы на луг ходили», «Мы гуляли в парке» И За цветами педагоги вместе с детьми сначала наблюдают, потом рисуют на бумаге и ткани, конструируют из бумаги, ватных дисков, пряжи, ниток мулине, пластиковых ложек, вилок, бутылок, фоамирана, атласной ленты бисера и т. д.
Воспитателями старшей группы Пустынцевой Е. В. и Тереховой Е. В. разработаны конспекты: «Дом для муравьишки», «Пчёлы и шмели», «Наши пернатые друзья», «Фонтаны в нашем городе», «Город моей мачты» (о жизнедеятельности животных в летний период муравейнике, пчёлах, шмелях, птиц, о труде людей в природе и летнем отдыхе на улицах города).
Воспитатели разработали рецепт самодельных съедобных красок для малышей.
Ежедневно продумывая творческую деятельность с детьми воспитатели, МБДОУ ДС № 16 «Тополёк» придерживаются определённой модели организации худудожественно – творческой деятельности с детьми:
1. Задумка – что я задумал сделать? О ком позаботится? (сказочный персонаж, дети соседней группы, соседнего детского сада)
2. Материал – из чего буду делать? (атласные ленты, ватные диски, бумага, старые ненужные вещи – зонт, пластиковые бутылки, пробки и. т. д.)
3. Инструмент – чем буду делать? (маркеры, кисти, карандаши, клей ПВА, ножницы, вязальный крючок, иголка и нитки, верёвки, шнурки). Привлеку ли друзей и подруг к помощи?
4. Порядок действий. Соблюдение определённой последовательности действий приведёт к качественному результату.
5. Результат. У меня получилось, то что я задумал.
Чтобы организация продуктивной деятельности не сводилась к традиционным занятиям, планируя и организуя разные виды продуктивной деятельности в летний период, воспитатели нашего детского сада помнят об интересной форме организации деятельности:
1. творческая площадка - мастерская «В гостях у гончара», где дети лепят из пластилина, или пластичной массы, продающейся в магазинах, а так же самостоятельно приготовленной воспитателем совместно с детьми даже младшей группы, состоящей из равных пропорций клея ПВА и белых салфеток.
2. Или мастерская «В гостях у Мастерилкина», где даже изготовление самодельных музыкальных инструментов становится интересным делом для дошколят. Дети, самостоятельно сделав шумовые инструменты, украшают их мордашками, получившиеся маракасы из пластиковых бутылочек и шуршащие фантики воспитатели используют в самодеятельном оркестре дошкольников.
3. «Путешествия в мастерские художника», где главным художником, организатором творческой деятельности становится сам педагог, когда под теневым навесом на участке детского сада, где на столах лежат разнообразные материалы для творчества, воспитатель предлагает каждый раз новую технику.
Виды техники для рисования:
1. «ладоневая и пальцевая живопись» - это может быть роспись, платочков, белых футболок с последующим показам мод.
2. «диатияпия и монотипия»,
3. «пластилиновая и мозаичная живопись»,
4. Используя шаблоны (силуэты цветов и листьев и технику «набрызг» мы учим детей составлять разнообразные букеты и интересные картины в подарок близким.
5. Печатая природными формами на бумаге и плоских камнях, например листьями необычного строения (лист клевера превращается при создании летнего пейзажа в куст, а лист тысячелистника в силуэт хвойного дерева, и т. д.). В ходе такой творческой работы у детей развивается воображение.
6. Рисуя фон мятой бумагой, для изображения летнего пейзажа можно добиться эффекта тумана, или летящего тополиного пуха.
7. Используя кляксографию можно получить закат, восход, изобразить порхающую бабочку.
8. Печатая цветной пеной изобразить подводный мир (Е. В. Бувалина)
.
Виды игр для организации продуктивных видов деятельности:
1. Вместе с солнышком встаём (дети поднимают руки вверх, пальцы растопыривают) С добрым утром! С ясным днём! (руки вытягивают перед собой вперёд ладонями вверх) Вот как славно мы живём! (берут друг друга за руки).
2. игры направленные на развитие творческого воображения, используя данный вид игр, наши педагоги добиваются более качественного результата в развитии творческого мышления дошкольников.
3. игры – беседы: представь, что ты паучок, маленькое деревце, бабочка.
4. Мини – этюды: цветок, ежата, берёзки, солнце, росинки.
Сегодня мы использовали несколько форм организации детей для того чтобы переход к продуктивным видам деятельности стал запоминающимся и интересным, а сама продуктивная деятельность стала решением проблемной ситуации:
Во – первых, это игра на знакомство, цель которой собрать внимание детей настроить их на рабочий лад.
Во – вторых, небольшая театрализованная постановка, которая стала развязкой проблемы, поставленной перед детьми
В - третьих, дети самостоятельно и быстро нашли выход из проблемной ситуации, которая одновременно явилась переходом к организованной продуктивной деятельности (воспитателем высшей квалификационной категории Тереховой Еленой Васильевной).
Сегодня вы увидели мастер – класс педагога первой квалификационной категории Мироновой Лилии Ридвановны - клоун Клёпа и педагога пока ещё не имеющей квалификационной категории Митрофановой Екатерины Сергеевны (клоунесса Ириска).
Такими импровизированными постановками, небольшими детскими спектаклями, играми социально – коммуникативной направленности, хороводами, путешествиями в поисках пиратского клада под музыку, и выполнения по ходу сюжета небольших заданий в виде продуктивной деятельности воспитатели нашего детского сада разнообразят организацию продуктивной деятельности.
Благодаря умению педагогов нашего детского сада использовать данную форму организации продуктивных видов деятельности творческий интерес к ней постоянно растёт.
В 2014 – 2015 и 2015 – 2016 учебном году на уровне детского сада были обобщёны:[/b]
1. ППО воспитателя высшей квалификационной категории Бувалиной Елены Викторовны «Развитие дошкольников через организацию творческих проектов»
2. ППО воспитателя первой квалификационной категории Люстик Елены Владимировны «Организация изобразительной деятельности и художественного труда с дошкольниками».