Людмила Моисеева
Использование учителем-дефектологом театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование учителем-дефектологом театрализованной деятельности
для развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР»
1 слайд: Каждый родитель желает своему ребёнку благополучия, здоровья, успеха и счастья. Но как быть, если ребенок родился особенным и с ранних лет по тем или иным причинам у него отставание в физическом, психическом и речевом развитии?
Специально для таких детей в нашем ДОУ созданы группы, компенсирующей направленности: для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, а также с задержкой психического развития (ЗПР). Мы, педагоги этих групп применяем на практике различные прогрессивные техники и методы, задача которых – коррекция психических нарушений, с которыми сталкиваются наши воспитанники.
Яркий пример одного из таких методов – театрализованная деятельность, которая в обучении дошкольников занимает особое место. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) театрализованная деятельность имеет большое значение. Она позволяет решать многие задачи: от знакомства с общественными явлениями до умственного развития ребёнка.
2 слайд: Л. С. Выготский полагал, что основное правило успешного детского творчества – принятие ценности не результата, а факта упражнения, творения и воплощения фигур и предметов собственного воображения детей.
Театр в детском саду – не просто приятная игра для детей, это достаточно продуктивное средство коррекции и развития. Взаимодействуя с различными персонажами, проникаясь их сутью, дети начинают учиться чувствовать диалоги, слушать и принимать мнения окружающих. В процессе театрализованной деятельности дети также обогащают собственные эмоции, переживая за героев, сочувствуя им. Именно такая деятельность – метод, позволяющий раскрыть внутренний мир дошкольников, снять с них груз «замкнутости», раскрепостить их.
А главное, что, целенаправленное развитие театрализованной деятельности способствует развитию всех компонентов речи: развивается диалогическая речь, совершенствуется грамматический строй, развивается интоннационность, увеличивается словарный запас. А это одна из основных задач групп компенсирующей направленности.
3 слайд: Театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы: формируется воля, выдержка и самоконтроль.
У детей с задержкой психического развития неравномерно формируются процессы познавательной деятельности, обусловленные недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере.
Принимая участие в театрализованной деятельности, абсолютно все без исключения дети получают способности контролировать собственные эмоции, регулировать поведенческие реакции, а также учитывать особенности того или иного действия.
4 слайд: Через театрализованную деятельность ребёнок с задержкой психического развития учится видеть прекрасное в жизни, у него закладываются этические и нравственные основы сознания.
Чтобы дошкольник проявил себя, важно насыщение его опыта яркими впечатлениями, знаниями и умениями. В этих целях применяются следующие подходы:
1. Обогащение впечатлениями через чтение и обсуждение книг: беседы, экскурсии, рассмотрение и обсуждение иллюстраций из сказок, прослушивание аудио, просмотр видеофильмов и др.
2. Развитие сценических навыков через игровую деятельность: применяются не только игры, но и загадки, пантомимы, задача которых – развитие мимики, навыков драматизации.
5 слайд: Образовательно-воспитательная среда очень важный фактор, влияющий на развитие личности дошкольников
Именно она становится своего рода источником опыта и знаний. В нашей группе оборудован «Центр театральной деятельности», где есть ширмы и необходимые декорации, оформлены различные театры и костюмы. Ко всему прочему, есть все условия для экспериментирования и моделирования.
У дошкольников с задержкой психического развития доминирующим является наглядно-действенный образ мышления. По данной причине коллективная работа с привлечением всех ребят и педагогов – крайне важный аспект. В этом нам помогает «Центр театрализованной деятельности».
6 слайд: Значение театрализованной деятельности:
- развитие речи в процессе совершенствования диалогов, освоения приемов речевой выразительности;
- развитие эмоциональной стороны личности детей в процессе тесного знакомства с эмоциями, настроениями персонажей, а также по мере освоения методов выражения чувств и осознания причин тех или иных настроений;
- развитие способности к самовыражению и реализации собственного потенциала посредством приемов театрализованной деятельности [2].
7 слайд: Виды театров в нашей группе:
- Стендовый театр: на фланелеграфе, магнитный;
- Теневой театр: самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре;
- Настольный театр: бумажный, из бросового материала-втулок, на стаканчиках;
- Театр на палочках: для изготовления этого театра понадобятся палочки и любые персонажи (у нас, например, есть скрепыши). Интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.
- «Наручный» театр: пальчиковый, перчаточный: требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки;
- Верховой театр: «Би-ба-бо»: тот вид деятельности, который требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Ребенок учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев.
- Театр на плоской картинке: можно использовать как за столом, так и за ширмой;
- Театр живой куклы: театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки;
- Театр кукол-великанов проводится чаще всего как досуговая деятельность, роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники, а младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей;
- Театр матрешек: красочный, яркий, вызывающий море эмоций, это еще и развитие мелкой моторики рук и пространственного восприятия;
- Театр игрушек - плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети, например, из киндер-сюрпризов, который мы собираем много лет при помощи родителей воспитанников - в нем есть герои, как старых добрых сказок, так и современных, знакомых нашим детям современных сказок. Или театр «Снеговиков», сделанный руками родителей.
8 слайд: В театрализованных играх, подобранных с учетом индивидуальных психофизических особенностей развития ребят осуществляется коррекционно-педагогическая работа и учитывает:
- принципы развития коммуникативных способностей - максимальная активность, сотрудничество детей друг с другом и с воспитателями-педагогами, родителями;
- принципы организации среды - общение взрослого с ребенком «глаза в глаза»; активность, самостоятельность, творчество;
- индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
В своей работе, как учитель-дефектолог чаще всего использую настольные виды театров, учитывая, что все игры и упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально гармонично сочетались движения, речь, мимика в различных вариациях.
9 слайд: В содержание коррекционно-педагогической работы включаю все виды обучения, направленных на формирование навыков и способностей к общению у детей с нарушениями, это:
- дыхательные и артикуляционные упражнения-игры, работу над интонацией и тембром голоса;
- использование этюдов на выражение основных эмоций. Данные этюды развивают нравственно-коммуникативные качества детей, способствуют пониманию эмоционального состояния других людей и адекватному выражению собственного;
- игры на развитие внимания и памяти. Они развивают умение быстро сосредоточиться, активизируют память и наблюдательность;
- ролевые игры с использованием костюмов, реквизита, масок и кукол. В процессе этого развивается творческое воображение, фантазия, коммуникативные навыки. В нашей «Творческой мастерской», которая проходит у нас каждую пятницу, вместе мастерим маски, элементы костюмов и декораций. К процессу подготовки также привлекаем родителей.
10 слайд: Театрализованная деятельность – уникальный инструмент не только воспитательной, образовательно, но и коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития.
Театрализованная деятельность позволяет решать множество задач, касающихся развития и коррекции психических нарушений. Значимость метода заключается в том, что он развивает личность ребенка, его склонности к творчеству. Да, это непросто и порой крайне трудно, но внимание, любовь и уважение к детям помогают нам справиться со всеми, даже самыми сложными задачами.
Список литературы:
1. Волкова, Т. А. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: статья в журнале - научная статья / Т. А. Волкова, К. В. Шеина. - Электрон. текстовые дан. – Новосибирск. : ООО «ЦРНС», 2013. - № 32. – С. 179-183. - Доступ с сайта электронно-библиотечной система eLabrary.ru – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20696813. - Загл. с экрана.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – С. 146., ил. – (Акад. пед. наук СССР).