Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»

Анна Кузьмина
Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое пространственные представления?

Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы :

- Почему ребенку с хорошей памятью так трудно удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?

- Почему возникают трудности при определении времени по часам?

- Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?

- Почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?

- Почему никак не может понять условие задачки?

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие пространственных представлений“» размещена в разделах

Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений.

Что же такое пространственные представления и зачем они нужны? Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространств и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам нужны для :

- понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-далыие, раньше-позже);

- правильного написания цифр;

- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.

- Понимания условий задачи.

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:

- усвоение образа буквы;

- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления :

- обуваясь, отличить правый и левый ботик;

- перемещаясь в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.

Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями и со всей познавательной деятельностью в целом. Итак пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.

Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.

1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.

В первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства. На начальном этапе развивающая работа с детьми должна строиться с использованием упражнений направленных на развитие представлений о схеме собственного тела, таким образом создавая предпосылки и основу для формирования более сложных систем ориентации в пространстве.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинается складываться представление о правом и левом, т. е. продолжает формироваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной причиной расстройств письменной речи.

С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественный высокий уровень.

2этап: ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.

3 этап: последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квази - пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаках и символов, например нотная запись, представления о времени, понимание лексикограмматических конструкций (правильный ответ на вопрос «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»)

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

Для самых маленьких:

«Летчики»

Мы летаем - высоко, мы летаем - низко,

Мы летаем — далеко,

Мы летаем- низко.

«Указочка»

Ротик мой умеет кушать, нос -дышать, а уши- слушать.

Могут глазоньки моргать, ручки- все хватать, хватать.

Игры: «Найди спрятанную игрушку», «Откуда звук?», «Где спрятался зайчик?» «Аист»

Аист, аист длинноногий важно ходит по дороге: шагнет правою ногой, шагнет левую ногой повернется вправо, влево гордо крыльями взмахнет и гнездо себе совьет.

«Физкультник»

физкультурник на дорожке тренирует свои ножки высоко их понимает, гордо, весело шагает.

Повернемся в право влево и беремся вновь за дело.

Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху: а потом к левому.

• Капитан на корабле увидел землю и приложил подзорную трубу сначала к правому глазу, а потом к левому.

• Львенок лежал на пляже и загорал, а когда к нему подошла черепаха и спросила, что он делает он открыл сначала левый глаз, а потом правый.

• Зажмурь правый глаз, а затем левый, попрыгай на правой ноге, потом на левой, дотронься до левого уха, до правого колена и т. д.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке.

Игра «Путаница»

правой рукой закрой левый глаз; левой рукой покажи правое ухо; дотянуться до правого носка, а правой рукой до левой пятки.

Игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить, как на занятиях по математике, так и в играх.

Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,

чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Обозначая направления движения употреблять в речи наречия и предлоги : вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Ориентировка на плоскости.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Сначала педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено.

Развивая ориентировку на плоскости используйте в свое работе математические диктанты, задания типа нарисуй по клеточкам.

Формируем квазипространство.

Повторюсь что, это некоторая упорядоченность в системах знаков и символах, сюда входит временные представления, которые очень сложно усваивают дети. Это обусловлено тем что, пространственные представления связаны с работой головного мозга, а именно тех отделов которые перерабатывают зрительную, слуховую и тактильную информацию. Другими словами пространственные представления объединяют работу нескольких анализаторов.

Развивая временные представления можно использовать в своей работе следующее игры: «Когда это бывает?» (закрепляются части суток, времена года)

«Дни недели»

Прочитать детям отрывок из стихотворения (П. Башмаковой)

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Затем предложить детям рассмотреть картинки. Еще раз медленно прочитать стихотворение.

- дать задание написать в каждой клеточке под рисунком цифру, обозначающую порядок дня недели.

Опираясь на числовой ряд от 1 до 7, назвать дни недели по порядку. Закрыть глаза поменять местами цифры (Какие дни недели поменялись местами)

Назови дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели)

«Части суток»

Утро, день, вечер, ночь- улетели сутки прочь не прошло минутки, снова идут сутки.

Снова утро, снова день,

Ночь за вечером как тень.

Так и ходят вечным кругом,

Как и сутки друг за другом.

Дается схематичное изображение частей суток (зрительная опора). Игры типа: «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».

Игра «Угадай-ка?»

вопросы : '

- Можно ли весной собрать урожай яблок?

- Правда ли что апрель бывает в середине лета?

- Правда ли, что перед июнем бывает июль?

- В августе расцветают первые цветы?

- Лето бывает перед весной?

- всегда ли после осени наступает весна?

- Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?

- Можно ли летом слепить снеговика?

- летом идет снег?

- Зимой встретить медведя?

Делая вывод, хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- раныне», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Билингвальное развитие детей дошкольного возраста» Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что ознаменовало новый этап в развитии. С одной стороны, это признание.

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет.

Игры на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Пространственное ориентирование-это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» Консультация для педагогов и родителей: «Игры на развитие памяти и внимания». Жизнь детей — это игра, а игры — это жизнь для детей. В игровых.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер в отношении позвоночника.

Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке» Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 12:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД