Анна Кузьмина
Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое пространственные представления?
Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы :
- Почему ребенку с хорошей памятью так трудно удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?
- Почему возникают трудности при определении времени по часам?
- Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?
- Почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?
- Почему никак не может понять условие задачки?
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие пространственных представлений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений.
Что же такое пространственные представления и зачем они нужны? Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространств и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
При изучении математики пространственные представления нам нужны для :
- понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-далыие, раньше-позже);
- правильного написания цифр;
- представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.
- Понимания условий задачи.
В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:
- усвоение образа буквы;
- при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.
Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления :
- обуваясь, отличить правый и левый ботик;
- перемещаясь в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.
Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями и со всей познавательной деятельностью в целом. Итак пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.
Условно формирование пространственных представлений делят на три этапа.
1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов по отношению к нему.
В первые годы жизни ребенка нужно сформировать у него ощущение пространства. На начальном этапе развивающая работа с детьми должна строиться с использованием упражнений направленных на развитие представлений о схеме собственного тела, таким образом создавая предпосылки и основу для формирования более сложных систем ориентации в пространстве.
Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинается складываться представление о правом и левом, т. е. продолжает формироваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной причиной расстройств письменной речи.
С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественный высокий уровень.
2этап: ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.
3 этап: последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квази - пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаках и символов, например нотная запись, представления о времени, понимание лексикограмматических конструкций (правильный ответ на вопрос «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»)
Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.
ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
Для самых маленьких:
«Летчики»
Мы летаем - высоко, мы летаем - низко,
Мы летаем — далеко,
Мы летаем- низко.
«Указочка»
Ротик мой умеет кушать, нос -дышать, а уши- слушать.
Могут глазоньки моргать, ручки- все хватать, хватать.
Игры: «Найди спрятанную игрушку», «Откуда звук?», «Где спрятался зайчик?» «Аист»
Аист, аист длинноногий важно ходит по дороге: шагнет правою ногой, шагнет левую ногой повернется вправо, влево гордо крыльями взмахнет и гнездо себе совьет.
«Физкультник»
физкультурник на дорожке тренирует свои ножки высоко их понимает, гордо, весело шагает.
Повернемся в право влево и беремся вновь за дело.
• Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху: а потом к левому.
• Капитан на корабле увидел землю и приложил подзорную трубу сначала к правому глазу, а потом к левому.
• Львенок лежал на пляже и загорал, а когда к нему подошла черепаха и спросила, что он делает он открыл сначала левый глаз, а потом правый.
• Зажмурь правый глаз, а затем левый, попрыгай на правой ноге, потом на левой, дотронься до левого уха, до правого колена и т. д.
Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке.
Игра «Путаница»
правой рукой закрой левый глаз; левой рукой покажи правое ухо; дотянуться до правого носка, а правой рукой до левой пятки.
Игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить, как на занятиях по математике, так и в играх.
Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так,
чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».
Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.
Большое внимание должно уделяться развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физкультуре и музыкальными руководителями). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Обозначая направления движения употреблять в речи наречия и предлоги : вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева, направо (справа, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.
Ориентировка на плоскости.
В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Сначала педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено.
Развивая ориентировку на плоскости используйте в свое работе математические диктанты, задания типа нарисуй по клеточкам.
Формируем квазипространство.
Повторюсь что, это некоторая упорядоченность в системах знаков и символах, сюда входит временные представления, которые очень сложно усваивают дети. Это обусловлено тем что, пространственные представления связаны с работой головного мозга, а именно тех отделов которые перерабатывают зрительную, слуховую и тактильную информацию. Другими словами пространственные представления объединяют работу нескольких анализаторов.
Развивая временные представления можно использовать в своей работе следующее игры: «Когда это бывает?» (закрепляются части суток, времена года)
«Дни недели»
Прочитать детям отрывок из стихотворения (П. Башмаковой)
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Затем предложить детям рассмотреть картинки. Еще раз медленно прочитать стихотворение.
- дать задание написать в каждой клеточке под рисунком цифру, обозначающую порядок дня недели.
Опираясь на числовой ряд от 1 до 7, назвать дни недели по порядку. Закрыть глаза поменять местами цифры (Какие дни недели поменялись местами)
Назови дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели)
«Части суток»
Утро, день, вечер, ночь- улетели сутки прочь не прошло минутки, снова идут сутки.
Снова утро, снова день,
Ночь за вечером как тень.
Так и ходят вечным кругом,
Как и сутки друг за другом.
Дается схематичное изображение частей суток (зрительная опора). Игры типа: «Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».
Игра «Угадай-ка?»
вопросы : '
- Можно ли весной собрать урожай яблок?
- Правда ли что апрель бывает в середине лета?
- Правда ли, что перед июнем бывает июль?
- В августе расцветают первые цветы?
- Лето бывает перед весной?
- всегда ли после осени наступает весна?
- Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?
- Можно ли летом слепить снеговика?
- летом идет снег?
- Зимой встретить медведя?
Делая вывод, хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- раныне», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.