Лилия Быкова
Развитие познавательной деятельности у дошкольников ОВЗ посредством дидактических игр, сделанных своими руками
▼ Скачать
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Работа в данном направлении начинается уже в дошкольных учреждениях.
Публикация «Развитие познавательной деятельности у дошкольников ОВЗ посредством дидактических игр, сделанных своими руками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2022
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в социальные отношения происходит через решение следующих задач:
1) развитие игровой деятельности;
2)приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
3) формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.
Безусловно выполнение этих задач зависит от того как педагог легко, непринужденно поможет ребенку приобрести знания, овладеть навыками.
Играя в игры, ребенок с ОВЗ получает и обобщает знания об окружающем мире, игра развивает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развивает интеллектуальные качества и физические способности. Игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, и, следовательно, становится средством усвоения социального опыта.
Чтобы заинтересовать своих воспитанников новыми знаниями, воспитателю необходимо постоянно искать новые идеи. Несмотря на трудоёмкость работы нужно стараться сделать что-то яркое и необычное.
Занимаясь рукоделием, я решила попробовать сделать дидактические игры из фетра.
Красивые игрушки из фетра, способны привлечь внимание ребёнка, заставить удивляться и подарить радость.
Немного о фетре
Прежде всего, фетр для рукоделия — это нетканый материал, получаемый путем механического сцепления волокон шерсти, волоса, меха или других искусственных или синтетических волокон, посредством их сваливания или свойлачивания (т. е. путем увлажнения, нагревания и трения). Именно благодаря такому способу выработки, фетр приобретает свою необычную структуру, непохожую на структуру тканых материалов.
И именно благодаря этой структуре, фетр так удобен в работе. Удобен настолько, что его так часто и запросто сравнивают с бумагой. Его можно резать и он не будет осыпаться. Его можно клеить, причем на любую сторону — ведь у фетра по большому счету нет изнанки. Его можно сгибать — он абсолютно пластичен. Более того, он даже превосходит в некотором роде бумагу, ведь его сложно порвать. К тому же, он очень приятен по тактильным ощущениям — теплый, мягкий, ворсистый. По толщине фетр обычно бывает от 1 до 5 мм.
Игрушки из фетра под силу сделать даже рукодельницам без большого опыта, нужно лишь подобрать шаблоны и выкройки средней сложности — и работа пойдет сама собой. Цвета, формы, заготовки эскизов будущей вещи можно подбирать в соответствии с интересами ребенка, или же наоборот — создать необычную игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка и расширить его кругозор.
Мною были сделаны дидактические игры.
Игрушка-искалочка, предназначена для тренировки мелкой моторики рук, координации движений, развитию усидчивости.
Развивающая игра. Лабиринт
Веселая увлекательная развивающая игра предназначена для тренировки мелкой моторики рук, координации движений, развитию усидчивости.
Алфавит из фетра (животные)
Алфавит из фетра с животными – это многофункциональная игрушка, развивающая мышление и воображение ребенка.
Возможности использования:
Изучаем буквы
Сортируем буквы на гласные, согласные и т. п.
Расставляем алфавит по порядку
Знакомим ребенка с животными
Животных можно использовать в кукольном театре, игры в ферму, зоопарк, игр на ковролинографе.
Алфавит из фетра (Учимся составлять слова)
Возможности использования:
Изучаем буквы
Складываем слоги
Сортируем буквы на гласные, согласные и т. п.
Расставляем алфавит по порядку
Домашние животные
Расширять и углублять знание детей о домашних животных, развивать внимание и мышление. Формировать интерес к живой природе. Развивать компонент устной речи детей.
Дикие животные
Расширять и углублять знание детей о диких животных, развивать внимание и мышление. Формировать интерес к живой природе. Развивать компонент устной речи детей.
Обитатели подводного мира
Знакомить детей с жизнью обитателей подводного мира, используя знакомить с признаками и разнообразием рыб. Способствовать развитию связной речи, активизировать и обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательскому процессу, любознательность, бережное отношение к окружающему миру, к водным просторам нашей Родины.
Моя семья
Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.