Ирина Смирнова
Консультация для педагогов «Работа с родителями: особенности деятельности дошкольника с дизартрией»
Особенности развития детей с дизартрией являются отягощающими для психики родителей. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо проводить с ними просветительскую работу.
Необходимо дать представление родителям об особенностях эмоционально - личностных качеств детей, о своеобразии самооценки и степени осознания речевого дефекта, а также рассмотреть особенности игровой, изобразительной и учебной деятельности.
Специфика эмоционально-личностных качеств проявляется в нарушении эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Консультация для педагогов „Работа с родителями: особенности деятельности дошкольника с дизартрией“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Из-за тяжелого нарушения речи и моторики дети становятся застенчивыми, малообщительными, нерешительными, пассивными, выключенными из детского коллектива. Наблюдается задержка темпа психического развития и неустойчивость со стороны нервно-психической сферы: частые смены настроения, склонность к аффектам, раздражительность. Ребенок страдает от нарушения речи в той мере, в какой он осознает свой дефект и может оценить последствия своей ограниченной способности общения.
Для дошкольников с дизартрией, по сравнению с детьми с нормальной речью, характерны сниженные эмоциональные проявления, они вяло выражают эмоции. Более склонны к выражению отрицательных эмоций — неудовольствия, печали, раздражения, гнева.
В дошкольном возрасте создаются возможности для формирования элементов самосознания, и в частности, самооценки. У детей с дизартрией отмечаются различные варианты развития самосознания. Одни дети склонны к реакциям истероидного типа, другие пугливы, заторможены, плохо приспособлены к изменениям в обстановке.
При дизартрии наблюдается отсутствие критического отношения к своему состоянию. В дошкольном возрасте такие дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, двигательно беспокойны, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание.
Для ребенка со стертой дизартрией характерны : замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность.
Дети с дизартрией часто очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при посторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия. Очень важно поддерживать, самостоятельную речь детей.
Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умение различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый подбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушку, барабан, флейту и пр.) и прячется за ширму или экран. Ребенок должен угадать, какая игрушка издает тот или иной звук - это младший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте – определение звука в словах, подбор слов на определенный звук, определение места звука в слове, звуковой анализ слова и т. д.
У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки.
Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем -с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбираются игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести.
Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Для этого на плотной бумаге подготавливаются контуры различных предметов, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на свое «место».
Можно предложить ему распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, зерен и др.) по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять.
С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на/ нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.
Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами.