Назымгуль Абелькасимова
Алтайская шапка (Алтай борук). Конспект занятия по рисованию с региональным компонентом
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию (региональный компонент).
Тема: Алтайская шапка (Алтай борук).
Цель: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с профессией скорняк — меховщик, кожевник, сыромятник и/или мастер по выделке мехов, также занимающийся изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи;
- Знать и называть национальности народов проживающих в Республике Алтай.
- Формировать знания детей о головных уборах.
Развивающие: - Развитие представлений детей о расположении элементов на головном уборе и украшение.
- Продолжить развивать навык работы с гуашью
- Развивать связную речь, обогатить словарный запас новыми словами.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к культуре алтайского народа.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений разных народов - сказки казахские, русские, алтайские, рассматривание альбомов, фотографий, слайдов, разучивание народного фольклора, подвижные игры разных народов, рассматривание кукол в национальной одежде, прослушивание народных мелодий.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Алтынай. Она собралась с подружками на праздник «Чага –Барам». Но они не могут пойти, так как у них нет теплого головного убора.
Воспитатель: Сейчас идет у нас последний месяц зимы. Как называется этот месяц ребята? (Ответы детей) Стоит холодная погода, идет снег и люди, когда идут на прогулку одевают теплую одежду и шапочки. Как мы можем помочь Алтынай?
Дети: Изготовить головные уборы.
Воспитатель: Правильно ребята и это не просто вязанные шапочки, а настоящие алтайские меховые национальные шапки «Алтай борук».
- Как вы думаете, как называется профессия мастера который делает меховые шапки. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята такого мастера называют скорняк. Давайте повторим вместе скорняк. Такой мастер занимается изделиями из меха.
2. Основная часть. Беседа.
Воспитатель: Ребята, а какой праздник прошел недавно в детском саду Правильно Чага-Байрам. А что это за праздник? (Новый год у алтайского народа.) А в какое время года он проходит (Зимой) А где его празднуют? (На улице) Потому что на этом празднике разжигают огонь и проводят обряды, задабривая духов. Чтобы были все здоровы, богаты. На праздник одеваются красиво, в национальную одежду. У алтайского народа национальная зимняя одежда – это кисы бычкак едук, шуба –тон, и шапка-борук. И сегодня я хочу предложить вам помочь мне дополнить галерею головных уборов. Ребята поможете? А создавать мы будем алтайские шапки. Для этого я приглашаю вас ознакомиться с головными уборами разных народов, для начала мы должны вспомнить, что же мы сами знаем о головных уборах.
-Айлин, расскажи, какие ты знаешь летние головные уборы? (панама, косынка, соломенная шляпка).
-Нурали, какие ты знаешь зимние головные уборы? (меховая шапка, пуховый платок, вязанная шерстяная шапка).
Игра «Какой, какая?»
Воспитатель: -Я буду бросать вам мяч по очереди, а вы должны ответить на мой вопрос и передать мяч обратно мне. Итак:
Шляпа из соломы (Какая) – соломенная
Платок из пуха (какой)- пуховый
Платок из шелка (какой)- шелковый
Кепка из кожи (какая)- кожаная
Шлем из пластмассы (какой)- пластмассовый.
Молодцы! Я предлагаю вам зайти в картинную галерея. А как вы думаете, что находится в картинной галерее?
А в нашей галерее находятся картины с головными уборами разных народов. Так как наша страна многонациональна и в ней проживают разные народы, я предлагаю рассмотреть несколько головных уборов. Давайте их рассмотрим. Головные уборы бывают разные: женские, мужские.
Воспитатель рассказывает детям о головных уборах.
Русский народный головной убор.
Основным атрибутом головного убора женщин, еще с древних времен, был платок. Он служил своеобразной визитной карточкой : По платку можно было понять семейное положение, достаток семьи.
А история мужского головного убора- кепи с цветком берет свое начало с военного головного убора. (гусары)
Казахский головной убор.
Головным убором казахов можно считать тюбетейку- «такия». Ее носили все и стар и млад. Так же особой популярностью пользовалась войлочная шляпа –«колпак».
Алтайский головной убор
Такую шапку алтайцы носят с древних времен, и она до сих пор не утратила своей ценности для народа. Шапка стоит на видном месте в каждом доме. Алтай б р к не только красива, но и еще несет особую смысловую нагрузку. Так, чередование желтых/красных и темно-коричневых/черных цветов — символ животворных солнечных лучей («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца»). Внутренний слой из белой мерлушки обозначает белую веру народа. Пушная полоска «камду» (выдра) и изделие в целом говорят о богатстве животного мира Республики Алтай, так как бычкак б р к шьется не только из лапок лисы, но и из меха рыси и кабарги.
Во все времена Алтай б р к не обходился без элементов декорирования. Тесьма из блестящей парчи разных цветов обозначает красоту Алтая, его цветов, гор и рек, а шелковая кисть, закрепленная на макушке, в материализованном предметном воплощении символизирует пуповину, которая когда-то соединяла ребенка с матерью, в более широком значении — связь народа с богом. Тем самым Алтай б р к у алтайцев имеет и сакральный смысл. Головной убор нельзя было бросать на землю, перешагивать через него, относиться к нему небрежно.
-А кто из вас может описать понравившийся головной убор? (несколько рассказов).
-Ребята, а у меня здесь есть эскиз Алтайской шапки. Я предлагаю вам ее украсить. А теперь сядем на свои места, чтобы украсить наш головной убор, сделать его красивым, праздничными. Здесь у нас будет мастерская, а вы - настоящие мастера. Для того, чтобы украсить ваши головные уборы на столе есть все необходимое (дети выбирают всё что им нужно для работы). Подумайте и выберете то, чем вы украсите свой головной убор. (Веду индивидуальную работу по подбору материалов и аксессуаров, соответственно цвету. Индивидуальная помощь детям.
-Но, чтобы у вас все получилось, разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Приготовили ладошки, разогрели их немножко.
Вместе пальчики сомкнули и немного повернули.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять - будем шапки украшать.
Пять, четыре, три, два, раз - готовы пальчики у нас.
(звучит музыкальная фонограмма)
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Ну а теперь, когда вы украсили свои шапки предлагаю немного поиграть, пока мы играем наши рисунки немного подсохнут.
Воспитатель: Ребята, у алтайцев много игр связанных с метанием аркана (веревка). Где они соревнуются в ловле арканом лошадей
Я вам предлагаю поиграть немного в упрощенную игру. Мы будем метать кольцо на веревке в цель.
Воспитатель: -Ну а теперь последний штрих к нашей шапке. Нужно наклеить тесьму на шапку. (воспитатель раздает вырезанные из цветной бумаги украшенные полоски)
-Молодцы ребята!
3. Итог
Воспитатель: - А теперь наши работы мы разместим в моей галерее головных уборов. (Развешиваем на готовую ширму)
-Давайте вспомним, как называется алтайская шапка. Борук.
Ребята вы прекрасно справились с заданием и помогли мне дополнить мою галерею картинами алтайских шапок. За это я хочу вас благодарю.