Лучший педагог года

Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения»

Каюмова Анна Михайловна
Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическое сопровождение развития навыков общения

у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Рассматривая данное понятие, можно отметить, что это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для успешного воспитания и развития каждого ребенка в ДОУ. Психологическое сопровождение осуществляется со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, родителями. [4]

Публикация «Консультация „Психологическое сопровождение развития навыков общения“» размещена в разделах

Одним из приоритетов деятельности педагога-психолога является формирование у детей коммуникативных навыков. Поэтому особый интерес приобретает характер складывающихся отношений детей со сверстниками. Степень популярности ребенка в группе имеет большое значение, и от того, как складываются отношения дошкольников в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Поэтому в рамках данного направления осуществляется работа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. В ходе коррекционно – развивающих занятий с детьми используются следующие виды игр, игровых упражнений:

- Игры на развитие умения общаться и устанавливать контакт при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов, контакт глаз): «Разговор через стекло», «Какой Я?», «Картонные башни», Этюд «Тише!», «Глаза в глаза», «Три характера», «Зоопарк» и др.

Игра «Разговор через стекло»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Описание игры: Создается воображаемая ситуация: один игрок находится в магазине, другой – на улице. Они забыли договориться о том, что нужно купить, а выход на другом конце магазина. Их разделяет толстое стекло (витрина). Объясняться можно только жестами. Задача: тому кто в магазине догадаться о том, что их просит купить тот который стоит на улице. [5]

- Игры на развитие умения устанавливать контакт с помощью речевых средств (комплименты, обращение по имени, слова приветствия, прощания, благодарности): «Опиши друга», «Подарок», «Что ты будешь делать?», «Портрет самого лучшего друга», «Здравствуйте», «Хочу сделать что-нибудь хорошее», «Небоскреб» и др.

Упражнение «Опиши друга»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Описание: Педагог спрашивает детей, есть ли у вас друг, просит описать его: прическу, одежду, лицо, в какие игры они вместе любят играть. Потом дети сравнивают описание, делают вывод о ком шла речь. [2]

- Игры на развитие умения оказывать эмоциональную поддержку, понимать эмоциональное настроение свое и окружающих: «Классификация чувств», «Как ты себя сегодня чувствуешь?», «Встреча эмоций», «Настроение», «Доверие» и др.

Упражнение «Классификация чувств»

Цель: умение классифицировать эмоции.

Описание: Дети рассматривают карточки с изображением различных эмоций, раскладывают их по следующим признакам: какие нравятся; какие не нравятся. Затем необходимо поговорить почему они так их разложили. [3]

Такие игры формируют у детей представление о сфере эмоций, развивают выразительность движений. Для этого был изготовлен практический материал «Клоуны с настроением».

- Игры на развитие умения разрешать конфликтные ситуации и вести себя в них (игры, упражнения на обучение навыкам саморегуляции: «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Ты - лев!», «Стойкий солдатик», «Замри», «Сломанная кукла» и др. ; игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Спонтанное рисование», «Клубочек», «Археология», «Ласковые лапки», «Насос и мяч» и др. ; релаксационные упражнения: «Снежная баба», «Воздушные шарики», «Облака» и др.).

Упражнение «Возьми себя в руки»

Цель: обучение приемам саморегуляции.

Описание: Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека». [5]

Игра «Клубочек»

Цель: концентрация внимания, снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: Детям можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает детям, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. [1]

Упражнения «Снежная баба»

Цель: расслабление мышц всего организма.

Описание игры: Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. [1]

Можно заметить, что существенное значение в системе работы по развитию навыков общения у детей имеет личностно-центрированное взаимодействие со взрослыми. Сопровождение педагогического коллектива заключается в информировании педагогов и передаче им практического опыта (памятки, рекомендации, семинары-практикумы).

Памятка для педагогов «Установление личного контакта с детьми»

1. Обращение к детям по имени в любой ситуации.

2. Занимаемая позиция на уровне глаз ребенка.

3. Демонстрация «расположенности» — улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание, кивок головой.

4. Исключение оценки в общении; "высказывания «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений».

5. Исключение угроз и приказов, работа с интонацией.

6. Похвала, комплимент, ласковые слова, одобрение, согласие, сравнение с самим собой, эмоциональное присоединение, поощрение, отражение чувств ребенка.

Также очень часто между детьми в группе может возникнуть непонимание и несогласие, поэтому каждому педагогу необходимо владеть правильной тактикой поведения в решении конфликтных ситуаций между детьми. Например: использование принципа «оба правы», то есть умение договариваться с детьми так, чтобы результатами были довольны оба; ориентация педагога на детей: «Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто прав, а кто нет»; использование различных стратегий: на переключение («Какой красивый мяч, можно с ним поиграть всем вместе», на положительное подкрепление («Я рада, что вы играете дружно»).

Развитие навыков общения детей напрямую связано с социально-нравственным воспитанием дошкольников. Поэтому совместной работой с воспитателями явилось оформление наглядного материала для детей и родителей: фотоальбом «Копилка хороших поступков», альбомы успехов детей, фотоальбом группы «Вот какие мы». Все это способствует поднятию статуса детей в группе, развитию у них позитивной самооценки, формированию коллективного чувства «Мы».

На мой взгляд, основной задачей психологического сопровождения родителей является формирование культуры общения самих родителей, а также понимание того, что основы взаимодействия (общения) закладываются в семье. Решение данной задачи осуществляется через просвещение и консультирование родителей.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что благодаря общению у детей складываются личностные качества, доброжелательность, сочувствие, умение делиться, оценка и самооценка (себя, других). Общение – это основа социализации и навыки этого общения необходимо развивать у детей начиная с детского сада.

Список литературы

1. Алямовская В, Петрова С. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2002.

2. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении // Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М., 2001.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000. 61 с.

4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика – Пресс, 1998. – 440 с.

5. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 314 с.

Публикации по теме:

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС - это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.

Формирование навыков общения и этических представлений у детей Умение правильно общаться, то есть налаживать доброжелательные, беcконфликтные отношения, бесконфликтные отношения с окружающими, является.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическая технология развития общения младших дошкольников со сверстниками» Продолжая тему по психолого-педагогической технологии развития общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками,подробно остановлюсь.

Кукольный театр как средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Глушкова Юлия Сергеевна г. Котельнич, Кировской.

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении .

Средства развития навыков общения у дошкольников с трудностями в общении В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь- это не только мама, папа или бабушка, но.

Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ Л. И. Кабурова педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ «Главное в этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения»
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 07:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения»» (включая файлы) размещена пользователем Каюмова Анна Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД