Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Рамзия Тухбатуллина
Консультация для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика жестокого обращения с детьми“» размещена в разделах

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми (англ. аbuse – насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. мaltreatment – плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной квалификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, то есть попадают под действие уголовного кодекса.

В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства.

Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.

Многие годы считалось, что дети - привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращения.

Отказавшись от полного отрицания существования насилия над детьми в России, мы сделали первый важный шаг. Как показывает опыт США, Великобритании и других стран, для точной оценки распространенности жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами, для оказания помощи пострадавшим семьям необходимы специальные службы.

Конечно, жестокое обращение - это социальная проблема, но не только. Имеем ли мы права дожидаться ослабления социально-политической напряженности и экономического кризиса, наступления того момента, когда государство сможет взять на себя гарантию прав детей и создать каждому из них наиболее благоприятные условия для психического и физического развития?

Реализация прав ребенка, защиты их от любых форм насилия, счастье каждого ребенка в значительной степени зависит от нас самих, нашего отношения к ущемлению прав детей.

Признаки насилия

Что понимается под физическим и психическим насилием, а также моральной жестокостью? Как можно выявить такое неправоправное отношение к ребенку?

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызватъ серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

Внешний вид ребенка и характер травм:

множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

• задержка физического развития (отставание в весе и росте);

• признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребенка:

. в возрасте 3-5 лет:

• боязнь взрослых;

• редкие проявления радости, плаксивость;

• реакция испуга на плач других детей;

•крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности;

. в возрасте 5-8 лет:

• примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

• пассивная реакция на боль;

• болезненное отношение к замечаниям, критике;

• заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

• негативизм, агрессивность;

жестокое отношение к животным;

• лживость, воровство;

• склонность к поджогам.

Поведение взрослых:

• противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

• несвоевременное обращение за медицинской помощью;

• инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

• обвинение в травмах самого ребенка;

•неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

• отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

• невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

• рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.

К этой форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• оскорбление и унижение его достоинства;

• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• предъявление чрезмерных требований, не соответствующих, возрасту или возможностям ребенка;

• ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

• однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

• задержка физического и умственного развития;

• нервный тик;

• энурез;

• печальный вид;

• различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Поведение ребенка:

• беспокойство или тревожность;

• нарушение сна;

• длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• агрессивность;

• склонность к уединению;

• чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

• угрозы или попытки самоубийства;

• неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

• плохое усвоение программного материала;

• низкая самооценка;

• нарушение аппетита.

Поведение взрослых:

• нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

• оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

• постоянное чрезмерно критичное отношение к нему;

• негативная характеристика ребенка;

• отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

• перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

• открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка:

• отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;

• отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

• нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

• утомленный, сонный вид, опухшие веки;

• санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

• низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

• задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

• задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

• мастурбация;

• частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

• многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

• повторные случайные травмы или отравления;

• постоянный голод и (или) жажда;

• кража пищи;

•стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

• требование ласки и внимания;

• подавленное настроение, апатия;

• агрессивность и импульсивность;

• деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

• неумение общаться с людьми, дружить;

• неразборчивое дружелюбие;

• регрессивное поведение;

• трудности в обучении, усвоении программного материала, недостаток знаний;

• низкая самооценка.

Действия сотрудников учреждений при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком.

1. В течение 1 часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю учреждения и социальному педагогу о выявленном случае.

2. В течение 1 часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетним руководитель учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.

3. В течение 1 часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель учреждения сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства.

Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья.

Рекомендации по определению признаков оставления ребенка в опасности.

• Ребенок нуждается в неотложной медицинской помощи (имеет повреждения или обострение заболевания, или находится в состоянии истощения и т. д)

• Ребенок находится без надлежащего ухода, что угрожает его физическому здоровью.

• Ребенок в течение длительного времени находится дома без надзора взрослых.

• Ребенок остается голодным в течение длительного времени.

• Ребенок находится на улице без взрослых в условиях опасных для его жизни и здоровья или с угрозой высокого риска несчастного случая.

• Ребенок, имеющий серьезные соматические или психические расстройства и нуждающийся в получении медицинской помощи, не получает ее, что может в ближайшее время привести к нарушению физического или психического здоровья.

Незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего при оставлении в опасности.

В зависимости от степени угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего необходимо:

• Исключить факторы опасности для жизни и здоровья ребенка.

• Обеспечить безопасное пребывание несовершеннолетнего.

• При необходимости принять незамедлительные меры по оказанию медицинской или иной помощи, которая необходима несовершеннолетнему.

• Сообщить о факте оставления ребенка в территориальный орган МВД России.

• Принять меры по установлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего либо установлению места их нахождения.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Правила обращения с книгой»Консультация для родителей «Правила обращения с книгой» Правила обращения с книгой. Объясните детям: 1. Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у них руки; 2. Читать и рассматривать.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Опубликовано: 15 апреля 2021 в 11:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Рамзия Тухбатуллина (УИ 1439848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД