Елизавета Щипалова
Консультация для педагогов «Профилактика нарушений письма и чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют освоение основных школьных предметов.
Очень часто в своей речи (особенно в письменной) учащиеся пропускают предлоги либо соединяют их с последующим словом, не дифференцируют понятия «предлог» и «приставка», а следовательно, приставки пишут отдельно от слова, а предлоги слитно с ним, не верно употребляют окончания. Основная причина аграмматизмов – непонимание смысловой значимости пространственных предлогов и наречий. Но ведь именно они позволяют выразить в речи отношения между предметами и лицами окружающего мира. И именно они являются наиболее употребляемыми в нашей речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика нарушений письма и чтения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
II. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания предложно-падежных конструкций.
В работе необходимо придерживаться следующих направлений:
Формирование четких лексических значений пространственных предлогов;
Дифференциация предлогов в устной речи детей;
Формирование грамматического значения (навык употребления падежной формы существительного с данным предлогом);
Осознание детьми словесного состава предложения.
Наиболее характерными ошибками в употреблении предложно-падежных конструкций дошкольниками являются следующие:
• пропуск предлога при правильном употреблении флексии: кубик-коробке (на коробке, мяч-стола (около стола, кисточку-альбом (в альбом);
• правильное употребление простых предлогов при неправильном выражении падежных окончаний управляемых слов (кубик лежит на коробка, кубик лежит в коробка, кисточка под альбому);
• замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: мяч лежит на столом (под столом, взяла кисточку в альбома (из альбома);
• замещение требуемого предлога гласными звуками (чаще всего а, и, у) при правильном флективном оформлении предложной конструкции : а столом (под столом, и альбома (из альбома, и коробке (в коробке);
• замена одной предложно-падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением: на альбоме (взяла с альбома, в альбоме (взяла из-под альбома). При этом наблюдалось смешение значений места и направления движения.
Нашей задачей в работе над предложно - падежными конструкциями является умение перенести пространственные отношения на новый уровень речи ребенка-уровень употребления предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании.
В работе над предложно - падежными конструкциями можно выделить две ступени:
1. Наблюдения над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове. 2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.
III. Внимание сосредотачивается не только на предлогах, но и на наречиях с пространственным значением.
Исходным в работе является:
Необходимость придерживаться следующих этапов ориентировки
На собственном теле;
Малом пространстве (стол, лист);
Большом пространстве (предметы относительно друг друга, относительно собственного тела).
- Схема собственного тела
Знакомство со схемой тела (голова вверху, ноги внизу, грудь впереди, спина сзади). - различать правое и левое. (ленточка- «Ухо-нос»- «Муха»- обводка рук, следы-стихи)
-На малом пространстве (ориентировка на листе бумаги «Мышка», зрительные и слуховые диктанты, «Дом», дорисовывание, штриховка). Занимаясь с ребенком следует садиться справа от него. Для выработки умения перемещать линию взора пригодна карточка с изображением машины, едущей вправо со звуком. Игры: «Будь внимательным», «Божья коровка», «Скажи наоборот» способствуют произвольному употреблению наречий с пространственным значением.
-Направление в пространстве по отношению к себе
(вытяни правую руку и перечисли все предметы с этой стороны - справа, слева от тебя.)
Пространственные взаимоотношения (упражнения в колонне, сзади впереди, слева, справа, между, фланелеграф: вверху-внизу, справа-слева от меня;
схема стоящего напротив - зеркальное отражение, ребенок сидя спиной к детям поднимает правую руку, остальные, сидя на своих местах поднимают правую руку и убеждаются, что ребенок правильно выполнил инструкцию. Не опуская поднятой руки, ребенок поворачивается к детям лицом, они сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном положении правых и левых частей тела у лиц стоящих друг против друга/ игры: «определи след ноги, карман на блузе, джинсах»). При проведении упражнений «Поезд» и «Лесенка» дети изображают, как тихо и протяжно гудит поезд далеко, затем подъезжает близко.
Линейная последовательность.
Определение одного предмета в ряду однородных («Семья на прогулке», «Покажи соседа слева…», «Запомни по порядку».
+ упражнения:
кинезиологические, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие;
дыхательные (дышать лежа, сидя, глубоко);
глазодвигательные (прямо, влево, вправо, вверх, вниз);
на развитие мелкой моторики;
когнитивные «Моя рука - твоя рука» в парах;
логоритмические: Сначала два раза вперед наклонись,
Затем два раза назад - не ленись!
Вправо и влево ты наклоняйся,
Делай красиво, не ошибайся.
-Отношения предметов относительно друг друга (предлоги)
а) На первой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги делим на группы по сходству лексического значения:
1. в, из;
2. на, с, со;
3. над, под, между;
4. из, за, из - за;
5. из, под, из - под;
6. от, до, к;
7. перед, за, вокруг, около, возле;
8. через, сквозь, по.
Так как предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.
Сначала идет практическое усвоение предлогов "в", "на", "под" и различение их элементарного лексического значения в словосочетаниях, указывающих направление движения, с вопросом куда, затем этих же предлогов, указывающих на место нахождения предмета, с вопросом где. Эти предлоги появляются в числе первых, являются обиходными и легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в речи. Детям объясняют, что предлог "на" - это когда предмет находится на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т. д.). Предлог "в" означает внутри чего-то (в столе, в шкафу и т. д.); "под" - внизу, под чем-то (под столом, под шкафом и т. д.). Aктивно используются схемы предлогов.
б) Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему предлагается выполнить действия: "Положи карандаш на стол, а ручку под стол. Положи линейку в стол, а грибок на стол. Одинаковые или разные действия нужно выполнить с предметами? Чем они отличаются?"
Педагог учит детей дифференцировать предлоги, вслушиваться в инструкции, удерживать в памяти последовательность.
Постепенно задания усложняют: в ряду "маленьких слов" надо выделить предлоги "на", "под". Услышав их в ряду других предлогов, ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.
Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов "на", "в", "под". "Книга лежит на столе, а где еще она может лежать? (на стуле, на окне.) Мяч упал под стол. Куда еще он может укатиться? (под шкаф, под диван.) Альбом положили в ящик? Куда еще его можно положить? (в шкаф, в стол.)
При этом педагог голосом выделяет предлог и изменяющееся окончание: положить на стол, под стол, в стол, лежит на столе, под столом, в столе.
Внимание детей направляется интонацией, паузированием, ударением.
В работу обязательно включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций. Дети учатся составлять предложения по демонстрации или по аналогии. При этом используются также подстановочные упражнения. Например, детям нужно вставить пропущенный предлог: "Дети сели. самолет. Они летят. самолете. Дети видят землю. крылом самолета".
в) Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации. Например: "Яблоки лежат под столе. Кошка лежит на диваном. Какие маленькие слова надо изменить?".
Целесообразно проводить упражнения в форме диалога с наиболее употребительными предлогами: "в", "на", "над", "под", "около" - дети отрабатывают все ранее проходимые слова и новые. При подборе упражнений, направленных на формирование грамматических навыков, следует включать лексический материал, знакомый детям. Ответы допускаются полные и неполные. Например: "Откуда мама достает тарелку? - из стола, из шкафа, из комода. Где стоит тарелка?- на столе, в шкафу, под чашками". В каждом случае, в зависимости от ситуации, создаваемой педагогом или детьми, приходится изменять форму ответа.
Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением. С этой целью детям предлагается
"оречевить" пары картинок, употребив при этом нужный предлог:
- Дети идут в школу. Дети выйдут из школы.
- Пальто висит на вешалке. Пальто сняли с вешалки
Подстановочные упражнения (Дети сели…столы)
IV. Таким образом, систематическая работа с использованием выше предложенных приемов позволяет осуществить профилактику дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте, чем потом преодолевать ее у школьников. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями к познанию языка, совершенствованию речи - высшей психической функции человека.