Наталия Салия
Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность педагога в работе с родителями воспитанников ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня мы обсудим профессиональную компетентность педагога в работе с родителями.
Публикация «Консультация для педагогов „Профессиональная компетентность педагога в работе с родителями воспитанников ДОУ“» размещена в разделах
Острая необходимость решения данной проблемы обусловлена тем, что родители зачастую не готовы к конструктивному общению с педагогами ДОУ, одним из направлений деятельности которых является оптимизация межличностных отношений в семье. Родители не готовы к проникновению извне в свою частную жизнь, что становится причиной недоразумений, недопонимания с педагогом. Поэтому результативность работы педагога с семьей зависит от его профессиональной компетентности, а именно от способности находить оптимальные пути к развитию доверительных, направленных на разностороннее, полноценное развитие воспитанников отношений.
У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном
развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в работе с родителями воспитанников».
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. Педагоги должны быть готовы к взаимодействию с родителями. Педагог – это профессионал в своей области. Именно он должен выступать инициатором данного взаимодействия. В арсенале педагога различные методы и приемы вовлечения родителей в жизнь ребенка в детском саду. Роль педагога как наставника заключается в обогащении представлений родителей о возрастных психолого педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.
Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт,
найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
- отметьте сначала положительные факты его жизни;
- замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
- если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
- желательно давать точные, конкретные ответы, советы;
- надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
- щадите самолюбие родителей, не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
Главное правило построения эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это: Улыбка Имя собеседника Комплимент
Как правило, педагоги стремятся наиболее полно использовать различные
методы и способы построения доверительных отношений с родителями,
используя традиционные формы взаимодействия с семьей, так и
современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с
изменением социально-политических и экономических условий развития
нашей страны, требующих от педагога обладать различными
компетентностями, в том числе и ИКТ-компетентностью, которая характеризуется как квалифицированное использование ИКТ при решении профессиональных задач.
Являясь ИКТ-компетентным, педагоги используют современные мессенджеры в своей профессиональной деятельности. Как раз общение с родителями является причиной их частого использования, в процессе которого педагоги решают различного рода задачи.
ИКТ-технологии являются эффективным средством привлечения родителей к актуальным проблемам воспитания детей. Однако, они не используются педагогами в полной мере своих возможностей построения надлежащей обратной связи с родителями. При работе с семьями педагогу необходима постоянная связь с родителями своих воспитанников с целью ознакомления со всей важной информацией, касающейся жизни детей. Такое общение должно носить двухсторонний характер. Одним из таких способов становятся мессенджеры.
Развитию доверительных отношений с родителями способствует их знакомство с ежедневной деятельностью детей посредством отправки в группу фото- и видеоматериалов с участием их детей. Например, выполнение какой-либо коллективной работы, фото продуктов деятельности детей (рисунки, поделки из различного материала, видео с музыкальных занятий или спортивных развлечений. Для родителей очень важно и нужно видеть маленькие успехи детей, поскольку дети находятся в стенах детского сада большее количество времени, чем с родителями. При этом, педагоги старались не делать постановочные фото, а снимать детей в непринужденной обстановке. Благодаря именно таким медиаматериалам, родители могут открыть новые способности у своего ребенка, выделить у него какие-либо присущие только ему качества, обратить внимание на то, что ему нравится делать. Таким образом, достигается прозрачность образовательного процесса, у родителей формируется чувство гордости за своего ребенка.
Необходимо приблизить семью к заботам детского сада, к самому ребенку. Ведь, отдаляясь постепенно от ребенка, родители действуют
неосознанно и наверняка захотят исправить свою ошибку, так как есть одно, неоспоримое: они любят своего ребенка.