Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Профессии будущего: прогнозы экспертов»

Наталья Юферова
Консультация для педагогов «Профессии будущего: прогнозы экспертов»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Мир вплотную подходит к новому укладу жизни, связанному, в первую очередь, с развитием технологий. Через 7-10 лет роботы, био- и нанотехнологии, системы искусственного интеллекта станут такой же частью повседневности, как, например, компьютер или смартфон сегодня. Новые реалии неизбежно поменяют и рынок труда: одни профессии «уйдут на пенсию», другие будут сверхвостребованы.

Какие специальности и компетенции нужны в XXI веке. Сегодня своей точкой зрения делятся эксперты от науки и образования.

Публикация «Консультация для педагогов „Профессии будущего: прогнозы экспертов“» размещена в разделах

Цель: познакомить с профессиями будущего через прогнозы экспертов науки и образования.

Задачи: изучить разные источники по данной теме; провести опрос детей разного возраста с целью узнать, кем они хотят стать в будущем.

1. Мало одних лишь технических компетенций.

Ольга Осипенко, заместитель проректора СФУ по учебной работе.

Сегодня и в мире и в России, множество специалистов всерьез задумывается над профессиями будущего. Ответ один: мы не знаем, какие конкретно профессии понадобятся в долгосрочной перспективе. Но мы точно знаем, что нужны будут компетенции, которые связаны с личностным ростом и развитием, способностью очень быстро отвечать на вызовы, в том числе технологические.

Отсюда и требования к образованию. Сейчас мы не можем говорить, что нужен человек, который должен «нажимать красную кнопку или складывать кубики». Но есть точное понимание, что мы должны приготовить человека с достаточно широким мировоззрением и видением, способностью конструирования — отвечать на технологические вызовы придется именно конструкторским решением.

Но в чем новизна: одного лишь этого знания будет не просто недостаточно — будет даже недопустимо, чтобы инженер будущего был лишь технически подготовлен. Он должен быть принципиально другим. Отсюда и два новых образовательных модуля — модуль личностного роста и технологического предпринимательства. Специалист будущего должен видеть вызов, понимать его риски, оценивать его и соответственно на него отвечать. А это работа в команде, междисциплинарные проекты. Такие специалисты совершенно точно будут нужны уже завтра любой инновационной компании. Его «купят» дорого, потому что на рынке таких кадров почти нет. И конечно, он нужен и будет востребован в будущем.

2. Биомедицина.

Егор Задереев, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, кандидат биологических наук.

Серьезное прорывное будущее связано со сферами, которые будут работать на стыке различных областей. К примеру, с биомедициной, которая включает в себя медицину, генетику и молекулярную биологию. Поэтому хорошее классическое биологическое образование с уклоном в биохимию или в молекулярную биологию — это путь в завтра. Очевидно, что исследование генома — того, как жизнь регулируется генами, как повлиять на те или иные свойства организма через гены — это то, чем мы прирастем в ближайшие десятилетия.

Хотим этого или нет, сегодня мы выходим на новые механизмы управления и принятия решений. Мы можем собирать огромное количество данных с помощью различных средств — от сотовых телефонов до спутников в космосе, и на основании этой информации управлять состоянием экосистем, сообществ, регионов. Это то, что востребовано уже сейчас и совершенно точно будет востребовано в будущем.

К вопросу о компетенциях, без которых в будущем никак не обойтись. В первую очередь, это готовность воспринимать новое и учиться на протяжении всей жизни. Также будет важна способность «переваривать» большие объемы информации и уметь вычленять из этого главное. В каком-то смысле это противоположно тому, что сейчас называют клиповым сознанием — постоянное нахождение в информационном потоке и рассеянное внимание. Уже сегодня, а еще больше в будущем, находясь в информационном потоке, будет важно не рассеивать, а концентрировать внимание на главном. Никто не отменяет необходимости ориентироваться в современной научной картине мира, при этом взгляд должен быть не перекошенным в одну область, а достаточно цельным.

Традиционное разделение на гуманитариев и естественников должно постепенно стираться. Сегодня невозможно заниматься социальными или гуманитарными сферами, не имея представления о естественнонаучной картине мира. И, наоборот, отсутствие знаний в области социальных наук может быть серьезной проблемой и для традиционно «физически точных» областей деятельности.

3. Одни из самых перспективных профессий — биотехнолог и ИТ-медик.

Александр Коломейцев, замруководителя Агентства науки и инновационного развития Красноярского края.

Не так давно Агентство стратегических инициатив разработало «Атлас новых профессий», в котором представлены перспективные профессиональные направления на ближайшие 15–20 лет. Он может служить свое рода «маяком» при выборе если не дела всей жизни, то области для профессионального развития. Всего в «атласе» 140 новых профессий в 19 отраслях. Это профессии в области биотехнологий — для максимально эффективного использования возобновляемых ресурсов.

Широко представлены области и генной инженерии — что должно в будущем избавить население планеты от голода и многих пока что неизлечимых заболеваний, и персонифицированной медицины — для проведения максимально эффективной профилактики и лечения болезней.

Конечно, наше будущее немыслимо и без нанотехнологий и наноматериалов, технологий искусственного интеллекта и программной инженерии, космических технологий.

Стоит отметить и такую область как микросистемная техника, которая позволяет создавать новые носимые устройства для человека и новые сенсоры для обеспечения оперативного управления в быстро меняющихся условиях.

Безусловно, в будущем любой специалист, как и сегодня, должен обладать набором базовых профессиональных компетенций. Но особое значение для работодателей приобретут так называемые надпрофессиональные компетенции и навыки. Это, к примеру, готовность к межотраслевой коммуникации: понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях. Востребованы будут мультиязычность и мультикультурность — свободное владение английским и знание второго иностранного языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров и специфики работы в других странах. Конкурентным преимуществом станет готовность и умение работать в режиме высокой неопределенности: быстро принимать решения, реагировать на изменение условий, распределять ресурсы и управлять своим временем.

4. Разработчики и генетики без труда найдут работу.

Илья Кабанов, редактор научно-популярного альманаха metkere.com.

Предсказывать популярность профессий — не самое благодарное занятие.

Скажем, в 2005 году можно было угадать востребованность в будущем программистов (они востребованы последние лет 30, но мало кто мог предположить, что возникнет огромный спрос на разработчиков мобильных приложений. Уже в 2007 году появился iPhone и быстро изменил мир и рынок труда заодно.

Тем не менее, не нужна машина времени, чтобы предсказать востребованность разработчиков в ближайшие годы. Кроме того, без труда найдут работу (хотя необязательно в России) специалисты в области биотехнологий и генетики. Самое важное качество профессионала будущего — способность учиться. Мир меняется, знания нужно обновлять едва ли не ежедневно.

5. Инженеры были и останутся элитой.

Павел Зеленков, проректор по информатизации и коммерциализации научных разработок — начальник Научно-исследовательского управления Сибирского государственного аэрокосмического университета.

Сегодня в мире происходит феноменальный научно-технический прогресс. Появляются новые принципы организации производства. Это в совокупности неизбежно приводит к изменению востребованности тех или иных специалистов. Делая прогнозы на будущее, с моей точки зрения, правильнее было бы говорить не о конкретных специальностях, а о направлениях, в рамках которых возможно строить свою карьеру. Это экономика, например, экономика промышленного предприятия или гуманитарные направления — пиар и связи с общественностью.

Особо стоит сказать о технических направлениях связанных с программированием, робототехникой, материаловедением, приборостроением, которые все больше входят в нашу жизнь. Если раньше мы знали только о промышленных роботах, то сегодня робототехника — часть повседневности. У многих дома есть робот-пылесос, в перспективе роботы заменят людей в сфере услуг — от консьержа до бармена. Разумеется, промышленные предприятия будут вкладывать в переоснащение и отдавать предпочтение современным высокотехнологичным станкам. Управление подобным оборудованием требует множество навыков и знаний: трехмерное проектирование, программирование, знание принципов обработки материалов и технологических режимов работы оборудования. Инженеры сегодня, и тем более в будущем — это элита общества, востребованная во всех отраслях: космос, машиностроение, аграрный сектор и т. д.

Что касается компетенций, необходимых современному специалисту, то среди основных стоит назвать самообучаемость, эрудированность — знания по широкому спектру вопросов, в том числе за пределами профессиональной деятельности, стрессоустойчивость, хорошее знание иностранного языка. Также выделил бы коммуникативность: время одиночек проходит, будущее за работой большого слаженного коллектива.

6. Не бояться переучиваться.

Александра Борисова, кандидат химических наук, главный редактор портала «Чердак».

Если 5-10 лет назад мы говорили про исследования на стыке наук, то сегодня активно развиваются и профессии на стыке разных областей знаний.

Один из примеров — медицинская физика. Сегодня в повседневную врачебную практику вошла томография — КТ и МРТ, однако не за горами и массовая позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ, и оперирование локализованных опухолей с помощью пучка протонов из ускорителя — циклотрона (протонная терапия). И для такой работы не подойдут ни «чистый» врач, ни «чистый» физик. Это должен быть специалист, знакомый и с работой машины, и с организмом человека. То же касается и ряда специальностей — строительных и металлургических, например, — в которые внедряется 3D-печать, там тоже нужны компетенции на стыке специальностей.

Вообще быстрое развитие технологий, на мой взгляд, приведет к тому, что важность вопроса «Куда пойти учиться после школы?» будет не такой большой. На первый план выйдет другое — умение учиться всю жизнь.

Те, кто не будет этого делать, останутся за бортом всего самого интересного, нового и, прагматично говоря, денег тоже. Востребованы будут люди, готовые и умеющие адаптироваться: учиться, доучиваться, переучиваться и не видеть в этом проблемы. Люди будут знать больше разных вещей из разных областей, главное — не бояться этого и быть готовым приобретать новые знания и навыки в возрасте, далеком от стандартного студенческого.

7. Широкий кругозор и навыки лектора.

Владимир Сурдин, астроном, доцент физического факультета МГУ.

Астроном. Поскольку эта профессия существует уже около 4 тыс. лет, думаю, в ближайшие годы она не исчезнет.

Сегодня астрономов можно разделить на 3 группы. Инженеры изобретают и создают новые приборы для наблюдения космических объектов. Теоретики применяют всю мощь современной физики и математики для объяснения отдельных процессов в космических телах. Интерпретаторы объединяют результаты всех исследований в стройную картину эволюции Вселенной. Обычно уже в студенческие годы у человека складывается предпочтение к тому или иному направлению работы. Но история науки знает случаи, когда успешный теоретик становился наблюдателем, а позже брался за разработку новых приборов. Уникальные специалисты успешно работают во всех трех направлениях.

Исходя из этого, становится понятно, какие компетенции понадобятся тем, кто решит связать свою жизнь с астрономией. Новые приборы — это электроника, оптика и микромеханика. Особенно высокие требования к инженерным знаниям предъявляют коллективы, создающие приборы для космических телескопов и планетных зондов. Наблюдатель сегодня — это глубокие знания астрономии и умение обрабатывать большие массивы данных. Через несколько лет в строй вступят гигантские телескопы, выдающие терабайты данных в секунду. Пока неясно, как транслировать такие массивы данных в центры обработки и «выуживать» из них ценную информацию. Теоретику нужно хорошо знать современную физику (квантовая механика, теория гравитации, теория частиц) и виртуозно владеть программированием, в том числе, на суперкомпьютерах, позволяющих моделировать гидродинамические процессы. А у интерпретатора должен быть широкий кругозор, то есть базовые знания во всех указанных выше областях. И последнее: профессиональных астрономов в мире очень мало, поэтому почти каждому из нас приходится быть еще и преподавателем. Лекторское искусство — важная часть нашей работы.

8. Будущее за специальностями на стыке разных областей.

Ася Казанцева, научный журналист.

Самый простой и надежный способ стать успешным на рынке труда — это необычная карьерная траектория. Развитие междисциплинарных профессиональных компетенций. Выбор специальности на стыке двух разных областей — скажем, той, которую вы изучали в институте, и той, которая всегда была вашим хобби.

Для карьерного успеха нужен необычный, индивидуальный набор компетенций. Но есть и универсальные. Во-первых, в любой современной профессии важно уметь самостоятельно находить информацию, и, что еще важнее — отличать авторитетные источники от неавторитетных. Крупные компании платят большие деньги за услуги аналитиков и консультантов, но вообще-то можно обойтись и без них, если вы умеете работать с информацией сами. Во-вторых, разумеется, для того, чтобы ориентироваться в море полезной информации, необходимо знать английский. Невозможно представить профессию, в которой хорошее владение английским не дало бы колоссального преимущества по сравнению с коллегами.

Вывод: важно, чтобы ребенок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Профессии будущего» для детей от 5 летДидактическая игра «Профессии будущего» для детей от 5 лет Мир, в котором мы сейчас живем, продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Возникают новые инновационные технологии,.

Дидактическая игра «Все профессии нужны, все профессии важны» на основе колец ЛуллияДидактическая игра «Все профессии нужны, все профессии важны» на основе колец Луллия Период дошкольного детства особенно важен в становлении личности человека. Каждому периоду взросления присущи такие виды деятельности,.

Конспект НОД в подготовительной группе «Все профессии важны, все профессии нужны. Город Мастеров» .

Конспект открытого занятия в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема: Профессии Цель: Ранняя профориентация дошкольников через познавательную, игровую и опытно-экспериментальную деятельность. Интеграция.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Конспект занятия по рисованию «Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной группе.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня»Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня» Годы дошкольного детства быстро пролетели. Окончен детский сад и совсем скоро ребята пойдут в школу. И тут в их жизни появляются новые.

Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника по ФГОС» Введение Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.

Стихотворения для людей профессии замедленного действия — педагогов, в подарок ко Дню воспитателя Уважаемые товарищи педагоги, каждому приятно получить подарок на свой профессиональный праздник. Я, как человек пишущий стихи, хочу подарить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Профессии будущего: прогнозы экспертов»
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 19:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Профессии будущего: прогнозы экспертов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юферова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД