Юлия Тришина
Дидактическая игра «Профессии будущего» для детей от 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором мы сейчас живем, продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Возникают новые инновационные технологии, требующие абсолютно новых профессий. Уже сейчас лучшие эксперты страны считают, что к 2020 году многие популярные профессии современного мира уйдут в прошлое, потеряют свою актуальность. Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы с детьми является социально-коммуникативное развитие, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей.
Темочки:
- Дидактические игры
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2019
Профориентация несет в себе в основном информационный характер и направленна на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в том или ином виде деятельности. Формировать навыки профориентации у детей нужно начинать уже с дошкольного возраста. Выбор профессии по призванию, «по душе», позволяет нам в дальнейшем совершенствовать свой карьерный рост в профессии, получить достойную интересную высокооплачиваемую профессию, иметь стабильность в семейном (личном) финансовом бюджете. И тогда трудовая деятельность (труд) будет приносить радость, достаток и интерес к работе.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в которой дети узнают что-то новое, закрепляют уже знакомые знания, поэтому я и разработала данную игру по ознакомлению с профессиями будущего и современного мира. За основу моей дидактической игры я взяла «Атлас новых профессий» (Сколково). «Атлас новых профессий» - это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 20 лет, открывающий новые знания о профессиях. Особенность «Атласа» в том, что в нем подробно описаны новые профессии и необходимые универсальные навыки и умения, важные для специалистов самых разных отраслей, такие как: работа с людьми, системное мышление, программирование и пр.)
В ходе игровой деятельности с применением этой игры дети узнают о новых (будущих) профессиях, закрепляют знания о современных профессиях в разных профессиональных областях, с конкретными трудовыми процессами, навыками и умениями в той или иной профессии. У детей формируются знания о том, что в каждый конкретный трудовой процесс достигается продуктом деятельности человека, который удовлетворяет ту или иную потребность человека.
Эта дидактическая игра поможет детям понять какие направления и профессии будут активно развиваться, какие новые специалисты потребуются работодателям в будущем. Например: профессия «Воспитатель» в будущем - «Эксперт по образу будущего ребенка», «Животновод» или «Садовод» «Овощевод» или как сейчас модно называть «Фермер» в будущем будет называться «Сити –фермер» и пр.).
Цель и задачи моей игры:
Познакомить детей с некоторыми видами профессий будущего посредством игровой деятельности в дидактической игре, разработанной на основе «Атласа новых профессий»; обобщить и систематизировать имеющиеся знания о современных профессиях людей и о предметах их труда, обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «Профессии», развивать социально- эмоциональный интеллект, социально- коммуникативные навыки (умение работать в команде); формировать «надпрофессиональные» навыки (системное, логическое мышления, креативность, память, внимание, воображение и др, создавать начальные предпосылки к выстраиванию индивидуальной профориентационной траектории дошкольников.
Участники игры : дети, педагоги /родители
Материал: игровое поле «Ходилка» со значками профессиональных областей, фишки, кубик, карточка- схема «Рефлексия», картинки из «Атласа новых профессий с изображением отраслей и технологий - 24 шт, 11 карточек с изображением и описанием надпрофессиональных навыков и умений;11 карточек с изображением и описанием надпрофессиональных навыков и умений для игры, 24 карточек с изображением символа (знака) и описанием новых будущих профессий из Атласа (для ознакомления); знаки с изображением «надпрофессиональных навыков и умений» на каждую профессию ребенка, и знаки определения области на каждую профессию., поле «Лото» на каждого играющего и образец заполнения этого поля, 48 карточек с изображением символов современной и будущей профессий, картинки 48 штук с изображением современных профессий и профессий будущего, фишки-картинки - для поощрения на каждого игрока. Двухсторонние круги Луллия: 1большой круг- изображения картинки отраслей и надпрофессиональных навыков и умений; 2 средний круг- символ изображения будущих профессий, 3- маленький круг- современные профессии.
Данная игра предназначена для детей дошкольного возраста от +5 лет. Игра может быть рекомендована для использования в работе как в ДОУ, так и в школе, в домашних условиях, в организациях дополнительного образования Игру можно использовать как во время ОД, так и в свободной самостоятельной деятельности детей, на дополнительных занятиях. Проводить игру можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми (подгруппой, а также со всей группой.
В дидактическую игра"Профессии будущего" включены 3 игры:
1 игра- «Ходилка- бродилка» - «Профессии будущего»,
2 игра -игра - лото «Выбираем профессию будущего»,
3 игра - игра «Круги Луллия» - "Профессии будущего и современного мира"
Игра состоит четырех частей:
1 часть: Введение в игру, знакомство с правилами; ребятам объявляется, что вся игра будет в той или иной степени посвящена «Атласу и профессиям будущего», игроки распределяют фишки и очередность в игре, расставляют фишки, каждый игрок располагает их перед собой
2 часть: Знакомство с новыми профессиями будущего из «Атласа новых профессий» (общая информация о том, что это и для чего создавалось, что в нем можно найти, с символическими изображениями этих профессий и с символическими изображениями «надпрофессиональных навыков и умений»
3 часть : Интеллектуальная игровая деятельность. В этой части игра начинается с игрового поля-ходилки: бросают по очереди кубик и делают свой ход по полю-«Ходилке», попадая на профессиональную область, определяют ее и находят соответствующие этой профессии и заполняют поле «Лото» по образцу.
Играть можно бросая несколько раз, чтобы найти и закрыть окно на поле, или же игрок сразу ищет все соответствующие картинка, чтобы закрыть сразу все поле.
4 часть – Рефлексия: Вопросы: Что узнали нового и полезного из «Атласа новых профессий» и в ходе нашей игры? Что интересного увидели, услышали? Что мы делали? Над чем стоит подумать?
Все игроки в конце игры получают вам поощрительную фишку (магнит) «Будущее в ваших руках»
Игра №1 «Ходилка- бродилка» - «Профессии будущего»
Условия игры
Играть нужно с обозначения «Старт». Игроки по очереди кидают кубик и согласно числу на кубике, делают свой ход по полю (двигают свою фишку)
Желтый круг- Пропусти ход
Зеленый круг- 3 шага вперед
Фиолетовый круг - 3 шага назад
Красный круг - начало/конец игры («Старт-Финиш»)
Двигаться нужно по полю согласно направлению стрелки. Попав на значок с изображение профессиональной отрасли, игрок ищет такой же значок и рассказывает о профессиях, навыках умениях и прочее. И так игра продолжается до «Финиша». Выигрывает тот, кто первым дойдет до «Финиша».
Игра №2 «Лото»- «Выбираем профессию будущего»
Условия игры
1. Для детей от 5 –лет на карточке заранее прикрепляется карточка с изображением профессии современного мира. Педагог поднимает карточку и спрашивает:«К какой профессии относится данная карточка?» Дети думают, отвечают, забирают карточку, закрывают окна на поле лото.
2. Для детей старшего возраста (начальный класс и выше)
Игру можно соединить с 1 частью всей игры - дидактической игрой «Ходилка- бродилка»
Для начала игры в лото игроки бросают кубик, делают ход в игре «Ходилка- бродилка» и попадают на определенную отрасль или технологию (определяют свою профессиональную область). Затем игрок, который бросал кубик, называет эту область, находит карточку с изображением отросли из «Атласа новых профессий» и закрывает окно на поле, затем просто бросают по очереди кубик, находят соответствующие карточки и поочередно закрывают все окна на поле лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все окна на поле и правильно ответит на сопутствующие вопросы.
Игра №3 «Круги Луллия»"Профессии будущего и современного мира"
Игра с использованием ТРИЗ – технологии, разработана на основе изобретения Раймунда Луллия (французкий монах, поэт, философ, мыслитель, 13 век, который создал логическую машину в виде 2 бумажных кругов, разделенных на 8 секторов. Моя дидактическая игра состоит 3 двухсторонних кругов разных размеров и 2 стрелок - разделителей. В игре с кругами Луллия играть можно использовать для игры как два круга, так и три по своему усмотрению и в зависимости от возраста, знаний детей по теме «Профессии» Круги можно менять сторонами, так как они оформлены с двух сторон.
Условия игры
Игрок крутит круги и соединяет их –стрелкой распределителем в соответствии профессиональной области. Для игры игроки могут распределить очередь по считалочке:
«На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, Король, королевич,
Сапожник, водитель, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей»
Игру можно продолжать несколько раз. В конце игры все игроки получают поощрительны фишки- напоминалки (можно сделать наклейки- памятки)
Рефлексия
Проводится в конце игры (можно в конце каждой игры, если ее взять как отдельную самостоятельную игру)
Вывод
Моя дидактическая игра имеет эффективность, действенность и результативность в ранней профориентации и формировании предпринимательских навыков у детей, дает возможность обогатить знания и представления детей о некоторых видах современных профессий и профессий будущего, формирует знания о «надпрофессиональных» навыках и знаниях этих профессий. Результат игровой деятельности посредством дидактических игр способствует выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации, способствует воспитанию умения работать в коллективе; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт.
В заключении хочется сказать: «… От того какую профессию в будущем выберет каждый из ребят, где они будут работать, какую пользу будут приносить в выбранной сфере труда - будет зависеть будущее каждого, а также будущее нашей Родины, да и планеты в целом»
Литература:
1. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М. : Инноватор, 1997.
2. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
3. Климов Е. А. Путь в профессионализм. - М. : Флинта, 2003.
4. Пасечникова Т. В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.
5. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : «Омега», 1998
6. Энциклопедия «Мир профессий». – М. : Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М. : Изд. Дрофа, 2007
7. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебнометодическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с. 4
8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013.
Интернет-ресурсы
1.http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (1издание-2014г)
2.http://rusla.ru/upload/News15/GEF.Atlas-ru.pdf (2 издание - 2015 г)