Трубицина Анастасия
Консультация для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 10 «Радуга»
Консультация для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ. Структура»
Подготовила: воспитатель Трубицина А. В.
Цель: 1. Создание системы работы по внедрению технологии - "метод проектов".
2. Обеспеченин условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Публикация «Консультация для педагогов „Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования.
3. Способствовать творческому поиску.
План:
1. История возникновения метода проектов в педагогике.
2. Классификация проектной деятельности.
3. Структура проекта. Его основные требования.
4. «Организация проектно - исследовательской деятельности в ДОУ»
Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство.
В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Он использовался в России в 30-х годах 20-го века. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Что же это такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования т. е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
Что же такое проект для самого ребенка?
• Раскрытие творческого потенциала;
• Умение работать в группе ;
• Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
• Умение презентовать свою работу.
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
1. Виды проектной деятельности.
По составу участников Индивидуальный
Групповой
По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (до 1 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности Информационные
Исследовательские
Творческие
Проектно-ориентированные
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. В практике ДОУ используются следующие типы проектов (по Л. В. Киселёвой).
Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.
В воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
1 этап – Выбор темы проекта. В идеале выбор темы проекта должен исходить от ребенка. Он сам должен задаться вопросом. Например, «Почему так мало разноцветных цветов?» или «Почему масло держится на поверхности воды?»
2 этап- Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:
• «Модель трёх вопросов»
• (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать)
• Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт)
3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап- Завершение проекта. Педагог вместе с детьми проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .
• Проблема
• Проектирование проекта
• Поиск информации
• Продукт
• Презентация
• Портфолио проекта.
Рассмотрим способы разработки проектов :
"Модель трёх вопросов"
Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об х интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.
Весьма любопытно наблюдать как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей.
Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Содержание, точто дети уже знают. План, тема проекта. Источник новых знаний, т. е проекта.
В заполнении модели должны принимать участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в приёмной группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок ; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь.
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС ДО. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Системная паутинка по проекту
Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам деятельности с учётом требования ФГОС.
Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка».
Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
А сейчас поговорим о проектно – исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность понимается, как специально организованная познавательная творческая деятельность воспитанников, в процессе которой ими осуществляется, с различной степенью самостоятельности, активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.
Практическая значимость. Организация проектно - исследовательской деятельности дошкольников, объектами которой является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своему селу, своему региону, своей стране.
В основе методики проектно – исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов.
Задачей воспитателя является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.
Применение проектно – исследовательской деятельности во всех образовательных областях.
1. Познавательное развитие (наблюдение за природой, погодными условиями на прогулках, в режимных моментах, рассматривание различных объектов природы в микроскоп, лупу).
2. Художественно – эстетическое развитие (изготовление продукта исследовательской деятельности в различных видах художественного творчества, художественные произведения, используемые в процессе исследовательской деятельности).
3. Социально – коммуникативное развитие (встреча с исследователями – школьниками, работа по обсуждению интересующих вопросов, посвящение в исследователи, вся исследовательская деятельность проходит с объектами социальной действительности).
4. Физическое развитие (исследование – это постоянное движение, физминутки в процессе исследований, пальчиковая гимнастика).
5. Речевое развитие (дети в проектно – исследовательской деятельности самостоятельно выдвигают гипотезы, корректируют цели, что способствует их речевому развитию)
Исследование, как образовательную технологию, нужно применять не только на занятиях в группе, но и на прогулках. Работу в этом направлении организовать так, чтобы она давала как можно больше пищи собственным мыслям дошкольников, систематически работать над развитием познавательного интереса у детей, применяя такие методы, как наблюдение, опыт, эксперимент. Для достижения цели максимального развития ребёнка строить занятие в виде поиска нового знания, то есть проводить исследование. Всегда при выборе темы для исследовательской деятельности нужно учитывать возрастные особенности детей.
Начиная со средней группы, в процессе обучения нужно использовать исследовательскую деятельность. Самым важным считаю умение воспитателя ввести воспитанников в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, заинтересовать темой исследования, поддержать любознательность, интерес. Процесс развития исследовательских умений должен быть соразмерен возрасту исследователей. Важно учитывать, что исследование детей направленно не на добывание, а на развитие способностей, умений и мышления.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности, организация исследовательской деятельности предполагает формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений).
Проводя занятия в детском саду, необходимо сформулировать тему в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования дети находят, помогая сказочным героям, посетившим занятие. И опять это плюс, так как проходит интеграция с художественно – эстетическим развитием. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.
Не менее важным является мнение детей по поводу выбора темы исследования. Ведь от этого зависит успех нашей совместной деятельности, это способствует эффективному формированию умений воспитанников осуществлять исследование, организовывать и планировать свою деятельность, представлять продукт своей деятельности.
Очень важно, чтобы ребёнок по окончании исследования выработал собственное, личностное отношение к продукту своей деятельности.
Большую роль в развитии познавательной активности играет развивающая среда, которая включает в себя все атрибуты для исследовательской деятельности, материал для исследования, например: (насекомые, листья, полезные ископаемые, наборы «Магнетизм», «Свойства магнита», «Станция погодных условий» и многое другое).
поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.
Старшие дошкольники могут уже не просто описать цвет травы осенью, но и предположить, почему это произошло?
Важна роль и родителей, которые должны в повседневном общении с детьми поддерживать познавательные инициативы детей. Родители активно участвуют в сборе природного материала для исследования, охотно соглашаются на проведение различных опытов в домашних условиях.)
Исследования, проводимые детьми, строятся по схеме:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. Актуальность проекта –это то, почему выбрали именно эту тему.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель – обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы. Гипотеза-это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.
5. Объект исследования-это то, что мы изучаем.
6. Предмет исследования –это определенное свойство объекта, подверженное изучению.
7. Проблема исследования- немного перекликается с актуальностью. Это то, почему и зачем мы выбрали данную тему.
8. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
9. Обеспечение проекта - это то, что мы использовали для реализации.
10. Предполагаемый результат - то, что дети узнали, к чему пришли.
11. Продукт исследования - это результат проекта, то, что мы получили по окончанию.
В основной части прописываются этапы реализации проекта :
-Аналитический (сбор информации, опрос, анкетирование, беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсия, чтение, формулировка целей и задач и т. д)
-Практический (проведение опытов)
-Итоговый (формулировка выводов и подведение итогов)
-Презентационный (защита проекта)
В заключении проекта, обязательно указываем подтвердилась ли наша гипотеза.
Заключение
Основными средствами реализации проектно-исследовательской деятельности стали проекты, исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты, чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставки. В организацию воспитательно-образовательного процесса были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и родители.
Особенность в проектно-исследовательской деятельности и взросло-детских проектах заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.
Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – закладывают у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Список методической литературы:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».
1. В. С. Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
2. Л. Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками» СПб. : Детство-Пресс, 2011.
3. Т. В. Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб. : Детство-Пресс, 2011.
4. Материалы сайта.