тарлыкова Вера
Консультация для педагогов «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье раскрывается значимость проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, которая способствует развитию познавательной активности дошкольника. Акцентируется внимание на партнерство педагога и ребенка в ходе проектной деятельности.
Ключевые слова. Проектная деятельность, проблемная ситуация, дошкольный возраст.
А зачем? А где? А как? Для чего? А сколько?
Ну, и ладно…Сам узнаю. Подрасти бы только.
Л. Нижегородцева
Публикация «Консультация для педагогов „Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Не секрет, что дети дошкольного возраста постоянно задают вопросы. Маленьким почемучкам интересно все в окружающем мире. И взрослым важно не игнорировать эти «Почему?». В дошкольном возрасте ребенок интересуется не только названиями окружающих предметов, но и их предназначениями. Отвечая на детские вопросы, мы, взрослые, стимулируем его познавательную активность. От того, как взрослый сформулирует ответ на детское «Почему?», будет зависеть, поймет его ваш малыш, сможет ли Ваш ответ не только удовлетворить детское любопытство, но вызвать желание ребенка к дальнейшим размышлениям. Если ребенок будет часто сталкиваться с ответами, например, «Да», «Нет», то у ребенка быстро пропадет интерес и он не будет больше задавать вопросы. В дошкольном учреждении решить многочисленные детские «Почему?» помогают проекты. Не любую совместную деятельность, связанную с определенной темой, можно отнести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбирается только та проблемная ситуация, которую нельзя разрешить, например, чтением книжки. В проектной деятельности ребенок является главным, является основой. А это значит, ребенку должно быть интересно. Темы проектов исходят не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать? Авторы А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса в своей работе отмечают: «…в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения». При таких исследованиях у дошкольника развиваются элементы логического мышления. В проектной деятельности позиций воспитателя меняется – он становится партнером для детей, т. е. воспитатель включается в деятельность наравне с детьми, не принуждает ребенка к деятельности психологически и дисциплинарно, свободно общается с ребенком, учитывает индивидуальный темп работы над проектом (у каждого ребенка свой этап освоения темы любой образовательной области). По словам Л. В. Свирской (доцента кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования») «…под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр». Хочется отметить, что Лидия Васильевна заметила ошибку многих воспитателей. Каждый проект разворачивается в проблемной ситуации, которая может быть сформулирована, не только воспитателем, но и самим ребенком, например, «Почему радуга появляется?», «Что такое – вулкан?», «Почему чай бывает разный?» и т. д. Участники проектной деятельности должны быть заинтересованы данной проблемной ситуацией, чтобы получить результат. Иногда можно заметить, что ребенок что – то спросил, а через какое – то время интерес пропал. Воспитателю важно заинтересовать детей, чтобы каждый ребенок активно участвовал в проектной деятельности и могли быть авторами темы проектов. В дошкольных учреждениях реализовывают разные виды проектной деятельности. Среди них можно выделить творческую, исследовательскую и нормативную проектную деятельность. Исследовательская проектная деятельность планирует получить ответ на вопрос «Почему?». Зачастую она проводится индивидуально с вовлечением родителей в сферу его интересов. Воспитатель направляет деятельность так, чтобы ребенок сам пришел к ответу на «Почему?». Этот вид проектной деятельности проходит определенные этапы. На первом этапе создается ситуация, в которой ребенок задается вопросом «Что хочу узнать?». Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность - это эксперименты, наблюдения, сравнения и т. д. На следующем этапе ребенок защищает свой проект, представляет итог и продукт проекта. Творческий проект чаще затрагивает старших детей дошкольного возраста. Он обычно бывает долгосрочным. Этом вид проектной деятельности также предполагает этапы. Воспитатель и дети договариваются о форме предоставления результата проекта : драматизация, концерт, показ сказки, выставка или другая форма. По своему содержанию творческие проекты отражают взаимоотношения: ребенок – общество, ребенок – семья, ребенок – природа. Нормативные проекты предполагают, что дети сами могут создавать правила и нормы поведения в группе. Это проект может реализоваться во всех возрастных группах. Как и все проекты этот вид тоже затрагивает этапы. На первом этапе воспитатель определяет ситуации, показывая какие последствия могут быть. На следующем этапе дети могут смоделировать нежелательные последствия при нарушении норм поведения в группе, на участке. На последнем этапе дети предоставляют продукт проекта : это могут быть альбомы «Правила поведения в группе», «Как пользоваться инструментами творчества (ножницами, кистью)». Таким образом, актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она дает возможность развивать творческую активность, интеллектуальную способность и формировать познавательную мотивацию.
Литература:
1. Л. В. Михайлова-Свирская. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. – М. : Просвещение, 2018. – 96 с.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
3. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. -108 с.