Елена Попова
Консультация для педагогов «Проблема насилия ребёнка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
«Проблема насилия в жизни ребенка»
Подготовила: Попова Е. Е.
уполномоченный по защите прав участников
образовательного процесса, воспитатель
Цель:
Публикация «Консультация для педагогов „Проблема насилия ребёнка в семье“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребенка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.
Задачи:
1. Изучить различные взгляды на проблему насилия в жизни ребенка.
2. .Исследовать факторы, влияющие на возникновение семейного насилия.
3. Разработать алгоритм и приемы работы с детьми, пережившими любые формы насилия.
Материалы и оборудование:
1. Компьютер.
2. Презентация.
3. Анкеты для педагогов.
4. Заготовки «Мифы» и «Факты», «Ситуации».
5. Памятки для педагогов
6. Ролик «Я сюда не вернусь»
План:
Теоретическая часть – актуальность проблемы насилия в жизни ребенка.
Анкетирование педагогов.
Статистика проявлений жестокости в отношении детей.
Исследование проявлений жестокости в отношениях взрослых с детьми.
Теоретическая часть – классификация форм жестокого обращения с детьми. Факты.
Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»
Алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения с детьми.
Актуальность проблемы насилия в жизни ребенка.
Уважаемые педагоги, здравствуйте! Я сегодня хочу остановиться на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям.
Статистика проявлений жестокости в отношении детей.
Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении.
Как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают.
Исследование проявлений жестокости в отношениях взрослых с детьми.
Под жестоким обращением в отношении детей понимают любое поведение взрослых, которое нарушает права ребёнка. При всём многообразии взаимоотношений детей со взрослыми зачастую в роли насильника выступают близкие – родители, соседи, родственники, педагоги либо другие люди, более сильные по сравнению с жертвой. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы : постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и даже к суицидам.
Факторы, способствующие семейному насилию (по результатам социологических опросов в разных регионах страны)
• Неполные семьи, где воспитанием занимается родитель-одиночка.
• Авторитарный и властный стиль воспитания в семье. Дети в таких семьях зачастую «задавлены», в дальнейшем они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
• Недееспособные семьи, где родители злоупотребляют спиртным, не работают.
• Частые конфликтные ситуации в семье. Дети из семей, где «практикуется» насилие, воспринимают насильственные ситуации иначе. Часто на насильственную коммуникацию они реагируют как на нормальное явление.
• Равнодушное и безучастное отношение педагогов.
Родители, допускающие жестокость в отношении своего ребенка, разрушают ожидание любви, доверия и заботы, что приводит к серьезным нарушениям процесса развития детей.
Классификация форм жестокого обращения с детьми
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей :
• психологическое;
• пренебрежение основными потребностями ребенка;
• физическое;
• сексуальное.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. Выделяют следующие формы психологического насилия : отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т. д. ; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Упражнение – ролевая игра «Мифы наказания»
(Одной группе участников (на листочках) предложить МИФЫ, а второй группе – ФАКТЫ).
Мифы и факты по поводу насилия :
1. Миф: словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные).
Факты: словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.
2. Миф: Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях
Факт: Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов.
3. Миф: Физические наказания могут пойти ребенку на пользу
Факт: Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить.
4. Миф: Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение
Факт: Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы – они выбирают для выражения своего гнева.
5. Миф: однажды подвергшийся насилию человек – навсегда жертва.
Факты: пройдя консультирование у специалистов, человек возвращается, как правило, к нормальной жизни, если цикл насилия разорван, и человек больше не находится в ситуации насилия и опасности.
6. Миф: женщина не уходит от агрессивного мужа потому, что детям нужен отец.
Факты: без сомнения в идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Если она этого не делает, часто они начинают ненавидеть обе стороны: отца за жестокость, мать - за слабость. Спустя время, дети ожесточаются сами.
Алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения с детьми.
Вашему вниманию предлагается алгоритм действий педагога при выявлении жестокого обращения по отношению к ребенку:
Попытайтесь оставаться спокойными. Успокойте и поддержите ребенка
Проведите индивидуальную беседу, постарайтесь получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком :
По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог в обязательном порядке должен проинформировать уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, а уполномоченный в свою очередь информирует правоохранительные органы.
Необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации. При необходимости подключить других специалистов социально-психологической службы.
Исходя из степени тяжести ситуации, педагог может :
-вынести родителям предупреждение;
-организовать совет профилактики, с присутствием родителей;
-написать представление в органы соц. защиты.
При злостном уклонении родителей от обязанностей по воспитанию ребёнка уполномоченный имеет право собрать необходимые документы (характеристику ребёнка, акт жилищно-бытовых условий, докладные и др.) и направить в отдел опеки и попечительства для решения вопроса о лишении родительских прав.
Мы педагоги, можем прививать детям чувство ответственности, учить детей способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие конфликты;
-установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрения и наказания, следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо;
-пропагандировать и разъяснять права детей, семьи.
Представьте, что мы отправляем в морское путешествие маленькую лодочку. Что ее ждет? Конечно, и погода будет иногда штормить, и препятствий много будет на пути… Но, если капитану этой лодочки по связи с берега будут приходить сигналы поддержки: “Как здорово, что ты у нас есть”, “Мы тебя любим”, “Не унывай, мы справимся вместе” и др., то сигналы SOS с этой лодочки на берег не поступят никогда. А в будущем капитан маленькой лодочки станет капитаном большого крейсера.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Памятки для педагогов
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического со стояния и поведения ребенка:
суицидальные попытки.
негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
боязнь физического контакта со взрослыми;
стремление скрыть причину травм;
Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при следующих особенностях состояния и поведения ребенка:
ночные кошмары, страхи;
несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
стремление полностью закрыть свое тело;
депрессия, низкая самооценка.
Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
различные соматические заболевания;
беспокойство, тревожность, нарушения сна;
агрессивность;
склонность к уединению, неумение общаться;
плохая успеваемость;
задержка физического и умственного развития ребенка;
нервный тик, энурез.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
задержка речевого и моторного развития;
постоянный голод;
кража пищи;
требования ласки и внимания;
низкая самооценка, низкая успеваемость;
агрессивность и импульсивность;
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии;
частая вялотекущая заболеваемость;
антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.