ирина николаева
Консультация для педагогов «Закаливание как профилактика простудных заболеваний в ДОО и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Лыжные прогулки, другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т. д. способствуют оздоровлению организма детей. Лучшая защита от простуды — ее комплексная профилактика.
Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:
- движения во всех видах;
Публикация «Консультация для педагогов „Закаливание как профилактика простудных заболеваний в ДОО и семье“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профилактика гриппа, ОРВИ, простуды. Консультации
- Темочки
- подвижные игры на воздухе;
- утренняя гимнастика;
- закаливание;
- достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
- постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
- выполнение специальных комплексов упражнений.
Только при регулярном и систематическом использовании этот комплекс позволит победить частую заболеваемость.
На первом месте профилактических мероприятий простудных заболеваний стоит закаливание. Именно закаливание нормализует функции дыхательной системы человека в условиях воздействия на организм режима низких температур. Это уменьшает риск заражения вирусными инфекциями. Приучать человека к закаливанию нужно с самого детства.
В СанПине 2.4.1.3049-13 в пункте12. 6 прописано:
Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные принципы:
- систематичность
- последовательность
- индивидуальность
- комфорт
- положительные эмоции
Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.
Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.
Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учтом индивидуальных особенностей вашего ребнка. Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.
Чтобы получить положительный эффект, необходимо:
1. Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребнка, его настроение.
2. Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
3. Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.
Укрепление здоровья детей – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала ДОУ. Закаливающие мероприятия – основа воспитательно–оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей. Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье, воспитать потребность в здоровье как жизненно важной ценности. В своей работе необходимо использовать как общие, так и специальные закаливающие мероприятия. В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия: Соблюдение правил режима дня. Рациональное питание. Сквозное проветривание. Утренняя гимнастика в проветренном помещении. Дыхательная гимнастика. Оздоровительная гимнастика после сна. Физкультурные занятия. Бассейн.
Утренняя гимнастика. Основная задача гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.
Дыхательная гимнастика. Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Все упражнения проводятся в игровой форме.
Гимнастика после сна. Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течении 7-10 минут. Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Закаливание воздухом (воздушные ванны, хождение босиком, физкультурные занятия на улице, прогулка) Воздушные ванны. Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха. Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно- сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию. Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, сон
в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.
Хождение босиком. Хождение босиком–один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы (рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам. Суть процедуры: Сначала разогревается стопа ребенка- ходьба по дорожкам «здоровья» (фломастеры, пробки, пуговицы, следы). Далее ребенок встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.
Прогулка. Прогулка является наиболее доступным средством закаливаниядетского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда, прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей. Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями.
Закаливание водой. Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног, занятия в бассейне. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Обливание ног. Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения. Обтирание. Обтирание – наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной. Закаливание носоглотки. Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет – горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день – утром и вечером. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.
Закаливание солнцем. Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под его контролем.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм ребенка.
Используемая литература:
1. Источник: https://doshvozrast.ru/ozdorov/zakalivanie10.htm
2. СанПиН 2.4.1.3049-13
3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления