Елена Кубарь
Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений.
Дети – это наше будущее, те, кому мы передадим наши знания, наш опыт, наше наследие, кто будет жить в России завтра, кому дальше укреплять и обогащать культурное наследие нашей страны.
Публикация «Проблемы насилия в российской семье и методы диагностики внутрисемейных взаимоотношений» размещена в разделах
Каково же положение детей в нашей стране на сегодняшний момент? Ребёнок прежде всего часть семьи, а сейчас российским семьям живётся очень непросто. Сложившиеся в России социально-экономические условия привели к увеличению психоэмоционального стресса населения. Многие семьи живут в обстановке экономического кризиса и экологического неблагополучия. Ускорение ритма жизни, введение инновационных технологий, к сожалению, лишь ухудшили ситуацию. Люди, не уверенные в завтрашнем дне, живущие в постоянном стрессе, на которых ежедневно выливается огромное количество информации, испытывают огромное психологическое напряжение. В современном обществе устои семьи претерпевают неблагоприятные изменения, разрушается преемственность поколений.
Психически и физически здоровые дети – это будущее нашей нации, но статистика на сегодняшний день печальна:
• более 90% детей, посещающих ДОУ, имеют различные проблемы со здоровьем
• более 1 млн. детей являются практически инвалидами
• лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми
• число неполных семей за последние годы выросло на 3% (6,2 млн., из них более 5,6 млн. матерей и 634,6 отцов-одиночек. Более половины нерадивых родителей систематически не выплачивают алименты
• неблагополучна и ситуация с подростковыми родами. Более 23 тыс. детей родилось у несовершеннолетних родителей, среди них наблюдалось большее число отказов от ребёнка. Ежегодно только по официальным данным производится более 76 тыс. абортов, а по неофициальным их в 3-4 раза больше. Уполномоченный по делам несовершеннолетних В Астахов говорит, что «такой ситуации, как сложилась у нас в эти годы, не было ни во времена Гражданской, ни Великой Отечественной войны»
• по показателям социального здоровья детей и подростков ситуация не менее плачевна. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются, на них приходится 40% всей детской преступности; более 2 млн. детей бродяжничают. Число детей-сирот превышает 480 тыс., это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей.
• насилию в семьях подвергаются 40% детей.
• за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла вдвое.
• к 17-летнему возрасту половина подростков уже составляет группу риска, причём девушек среди них на 10% больше, чем юношей.
• среди детей растёт заболеваемость туберкулёзом, СПИДом, сифилисом, гепатитом В и С.
Эти явления часто обусловлены различными видами насилия, с которыми сталкивается ребёнок.
В России количество случаев жестокого обращения в семьях с каждым годом растёт. Насилию ежегодно подвергается до 2 млн детей и подростков. Однако вынесение данного вопроса на обсуждение долгое время было запрещено. Отчасти это объясняется русским менталитетом. Христианское принятие страдания, терпение является ключевым для русского характера. К тому же долгое время было не принято «выносить сор из избы». Также, люди часто отождествляют насилие с дисциплинарным наказанием, необходимым для воспитания ребёнка. Отсюда возникает своеобразное «снижение чувствительности» к проявлениям насилия над детьми.
Что же входит в понятие «насилие над ребёнком»?
Насилие над ребёнком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребёнка со стороны другого человека (ребёнка или взрослого, семьи, группы или государства, угрожающее его физическому или психологическому здоровью.
Насилие – это не всегда причинение физического вреда человеку. Оно может быть также эмоциональным или социальным, а также в форме террора по отношению к своим домочадцам. Довольно часто психологическая травма существенно превышает травму физическую.
С точки зрения психологии и педагогики насилие всегда сопровождается негативными переживаниями, стрессом, депрессивным состоянием, болью, негативными эмоциями: ожесточённостью, шоком, страхом, ненавистью и т. д. Всё это может привести к саморазрушению личности и нанести ей непоправимый вред.
Причин возникновения насилия может быть несколько. Это и следствие негативного личного жизненного опыта индивидуума (так называемые травмы детства, и социальная и психологическая декомпенсация (перенос собственных негативных эмоций на более слабых).
Виды насилия :
• физическое насилие. На них приходится более 60% всех видов насилия, причём нередко окружающие считают, что «родитель имеет право воспитывать ребёнка».
• эмоциональное насилие. Это периодическое или постоянное словесное оскорбление ребёнка (брань, крики, угрозы, унижение его достоинства, запугивание, совершаемые в его присутствии насильственные действия по отношению к другим членам семьи, похищение ребёнка.
• к эмоциональному насилию также относятся постоянная ложь, обман, невыполнение своих родительских обязанностей, проявление к ребёнку требований, несоответствующих его возрасту, отвержение ребёнка, демонстрация нелюбви к нему, акцентирование внимания только на отрицательных чертах его личности.
• пренебрежение нуждами ребёнка. Это оставление ребёнка без присмотра, не предоставление питания, одежды, жилья, отсутствие должного внимания, опеки, защиты. По статистике это больнее всего бьёт по первой возрастной группе.
• сексуальное насилие (опасно прежде всего своими тяжёлыми психологическими травмами).
Факторы риска насилия в семье
На какие же семьи следует прежде всего обратить внимание специалистам, работающим с детьми?
• на семьи с неправильным, неадекватным психологическим стилем воспитания, где присутствует эмоциональное отвержение ребёнка, гиперопека или гипоопека, вера в воспитательный потенциал физического наказания.
• нестабильные и неполные семьи.
• семьи с длительным раздельным воспитанием детей.
• асоциальные дезорганизованные семьи с систематической алкоголизацией и наркоманией (именно в таких семьях источниками насилия чаще всего выступают близкие люди).
• семьи с критически низким уровнем достатка.
• многодетные семьи, где многодетность является не осознанным выбором, а следствием ассоциального образа жизни.
• семьи, где есть усыновлённые дети и дети с умственными или физическими отклонениями (если усыновляют для получения материальных дотаций или если поведение ребёнка не соответствует ожиданиям, т. е. ребёнок не становится родным).
Некоторые особенности детей, провоцирующие насилие :
• дети с гиперактивностью
• нелюбимые или нежеланные дети
• дети с физическими или психическими отклонениями
Нас, педагогов-воспитателей, также волнует проблема насилия над ребёнком.
Чтобы составить адекватную картину внутрисемейных отношений специалист может использовать такие методы, как: анкета, беседа с родителями, опрос, сбор сведений о родителях, интервью с родителями, визуальный сбор информации, а также разговор с самими детьми.
Анализировать результаты исследования нужно в комплексе с другими методами : анализом рисунков детей, анкет родителей и др. материалами.
Это поможет педагогу составить себе примерное представление об атмосфере, царящей в той или иной семье, а это, в свою очередь, поможет в плане бесед с родителями о проблеме насилия в семье.
Бывает и так, что многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, даже не догадываются об этом. А ведь:
- физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
- жёсткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.
Если ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не надо сразу же его наказывать. Аллан Фромм, ведущий американский специалист в области педиатрии, детской психологии и психиатрии по этому поводу сказал: «Если отшлёпать малыша, да к тому же побольнее – это непременно приведёт к результату – он быстро научится бояться… вовсе не того, что нельзя делать, а ВАС. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, а это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребёнка».
Итак, чем же можно заменить физическое или эмоциональное насилие?
- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
- Объяснением. Нужно спокойно объяснить ребёнку, почему его поведение неправильно.
- Неторопливостью. Не надо спешить с наказанием, надо подождать, повторится ли проступок снова.
- Наградами. Награды действуют более эффективно, чем наказания. Но «никогда не делайте подарки детям, только для того, чтобы добиться от них послушания» (Аллан Фромм).
- Похвалой. Надо почаще хвалить ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.
Некоторые советы родителям.
1. Не надо пытаться сделать из ребёнка *самого-самого*. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Надо хвалить его за то, что он знает, и не ругать за то, что он не умеет делать то, что умеют другие.
2. Не надо сравнивать вслух ребёнка с другими детьми.
3. Не надо требовать от ребёнка благодарности, исключить из своего словаря фразы типа: «Вот, я старалась, а ты.», «Я тебя растила, а ты.»
4. Стараться порицать или ругать ребёнка (если уж до этого дошло) без свидетелей. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым.
5. Надо постараться видеть в своём ребёнке больше хорошего, чем плохого.
Вывод
Случаи, когда насилие к детям совершает посторонний человек, составляют очень небольшой процент преступлений. Большая часть насильственных действий совершается близкими и членами семьи ребёнка. Насилие со стороны близкого человека наносит больший психологический вред, чем насилие со стороны постороннего, так как нарушает основной принцип существования семьи : безопасное существование в ней её членов.
Нам, педагогам, отводится здесь немаловажная роль. Не только обеспечить полноценное и плодотворное развитие детей в детском дошкольном учреждении, но и по возможности, выявить, предупредить и принять меры по обеспечению безопасного полноценного существования маленького человечка в родной семье.