землина светлана
Консультация для педагогов «Проблема безопасности жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Основы безопасности жизнедеятельности - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, которая обеспечивает надлежащий уровень подготовки человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности и поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Соблюдение правил личной безопасности важно для ребенка ведь их незнание может привести к трагедии.
Публикация «Консультация для педагогов „Проблема безопасности жизнедеятельности“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Безопасность жизнедеятельности – одно из направлений работы сада, которое направлено на подготовку дошкольника к активной жизненной позиции в дальнейшем.
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
о статистике, наиболее распространенными причинами, создающими угрозу жизни и здоровью детей, являются несчастные случаи. В дошкольном возрасте, дети, обладая неумеренным любопытством, энергией и воображением, очень часто попадают в весьма серьезные ситуации. Дети не могут точно оценить последствия своих исследований. Дошкольники, как правило, очень сильно хотят узнать «что будет, если…», при этом возникновения опасности для своей жизни и здоровья они не могут предположить. Дети заведомо уверены, что любые их действия это, нормально. Их интерес к повседневным вещам, которые «еще вчера» не притягивали внимания к себе, могут закончиться плачевно.
Необходимо научить правильно пользоваться предметами быта, обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.
Задача взрослых в первую очередь убрать из зоны доступности (в том числе со стула или подоконника, стола, тумбочки) малыша любые вещи, которые можно опрокинуть, вылить на себя, засунуть куда-нибудь (гвоздь в розетку, горох в нос, проглотить иголку и пр., съесть или выпить, а также спички, которые только в наших руках плохо зажигаются.
Точные инструкции – залог безопасности детей
Большая часть дошкольников, в силу своего возраста и развития выполняют четко поставленные инструкции. Значит нужно подробно объяснить детям, что надо делать в определенных ситуациях и следить за их соблюдением. Ведь задача родителей, не только в том, чтобы спасти и защитить, но и в том, чтобы подготовить малышей к различным нестандартным, сложным, а зачастую и опасным жизненным ситуациям.
Важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку планомерно накапливать основы безопасной жизнедеятельности. Для формирования основ безопасной жизнедеятельности дошкольников рационально использовать время летнего периода, так как в совместной деятельности с дошкольниками на прогулке, экскурсиях, походах и других мероприятиях в форме игры происходит непроизвольное усвоение знаний и навыков по данному направлению.
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
При организации прогулок в летний период следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:
- укусы животных, насекомых
- порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр. ;
- травмирование воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, падение с лестниц, турников в случаях отсутствия страховки воспитателя;
- травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах
- перегревание организма ребенка;
- отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами и др.
Детям нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к их способу жизни. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными.
Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.
Воспитателям нужно разъяснять детям опасность отравления, знакомить с правилами обращения с опасными растениями и грибами.
Необходимо перед прогулкой осматривать участки. Не допускать наличие опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла.
С наступлением жаркого периода во избежание солнечного теплого удара, необходимо:
- всем детям иметь легкие головные уборы;
- чередовать пребывание детей под прямыми лучами солнца с играми в тени
- соблюдать питьевой режим
- в жаркое время использовать игры с водой, при этом песок должен быть чистым, влажным; игры должны быть спокойными, малоподвижными; участки должны быть политы до прихода детей.
Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Например, касающиеся некоторых растений и грибов, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
• Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.
• К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожог, аллергическую реакцию.
• Чтобы избежать отравления, надо научить детей хорошо знать основные признаки ядовитых и несъедобных грибов и растений и поддерживать правила- никогда ничего незнакомого и опасного не пробовать на вкус, не употреблять в пищу и даже не трогать руками.
• В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих ароматических веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.
• Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.
• Опасность могут представлять не только всем известные ядовитые растения (бузина черная, вороний глаз, дурман, болиголов, багульник, белена черная и многие другие) но и привычные садовые цветы и повсеместно встречающиеся сорные травы. Расскажем о некоторых из них:
Вьюнок полевой–ядовит для человека. В растении содержится смолистое вещество конвальвулин. Это сильный яд, способный привести к жжению во рту и носоглотке, болям в животе, диарее.
Наперстянка пурпурная. За что его любят: Ее высокие разноцветные соцветия с цветами-колокольчиками добавляют клумбе не только яркость, но и высоту и объем. Токсическое действие: Растение токсично как для людей, так и для домашних животных. После употребления растения внутрь появляются неполадки в пищеварительном тракте: тошнота, рвота, диарея.
Ландыш. Созревает ландыш обычно к концу лета, однако яркие оранжево-красные ягоды ландыша, столь привлекательные для детей, могут встречаться уже и в июле, всё зависит от погоды. Будьте осторожны и внимательны – плоды ландыша очень ядовиты! Признаки отравления – тошнота, рвота, боль в животе, головокружение.
Лютик едкий. Народное название растения — «куриная слепота».Растение содержит летучее едкое вещество с резким запахом — (анемонол) типа камфары, раздражающее слизистые оболочки глаз, носа, гортани и внутренних органов.
Дельфиниум (Delphinium)содержит алкалоиды, эффект которых сходен с известным ядом индейцев — кураре: они резко снижают мышечный тонус и препятствуют проведению нервных импульсов. Дополняют «букет» вещества, идентичные яду аконита. Максимальной концентрации алкалоиды достигают в корнях растения в начале вегетации. В период плодоношения особо ядовиты листья.
Безусловно, нельзя запрещать ребенку общаться с природой и изучать мир, но взрослые должны сделать всё возможное, чтобы процесс познания был максимально безопасным.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников.
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей. Цель взаимодействия с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данному направлению, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Родители - главный пример для своего ребенка, и грош цена работе дошкольного учреждения, не подкрепленной в домашних условиях: можно много говорить о правилах поведения на природе, но если родители их не соблюдают, то наши усилия бесполезны. Для родителей необходимо в уголке еженедельно помещать рекомендовать литературу для чтения и обсуждения с детьми, проводить совместные практические консультативные циклы по основам безопасности.