Татьяна Борисова
Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.
Для формирования правильного произношения звуков важно :
• развивать артикуляционный аппарат;
• речевое дыхание;
• фонематический слух
Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.
Публикация «Консультация для педагогов „Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
(Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимой вибрации языка при произношении [р]. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.)
Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т. п. Для развития речевого дыхания используют такие приемы, как:
• упражнения дыхательной гимнастики («Горячий чай», «Сдуй снежинку», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечи на торте» «Чья бабочка раньше улетит?»
• пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса.
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения.
Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, вялость мышц языка, являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.
I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов.
Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т. д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т. д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т. д.
II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы).
Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т. д.
• игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Лошадки» и т. д., воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т. д., развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)
• произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т. д.).
• воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом и т. д.)
• воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используются словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т. д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.
Методические приемы – речевой образец, дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.
• подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»);
• дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых (педагогов и родителей) развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.