Марина Иванова
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Чувашского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 179 «Дюймовочка» города Чебоксары Чувашской республики
«Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Чувашского края»
Подготовила: музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Чувашского края“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Республика, область, край. Список городов
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Марина Александровна Иванова
Чебоксары 2017
Приобщение к музыкальной культуре Чувашского края
В соответствии с ФГОС одним из принципов дошкольного образования является учёт социокультурной ситуации, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребёнка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребёнок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, об эстетических идеалах, мудрости народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребёнка. При эстетическом отношении и эстетической оценке, т. е. воздействии на чувственную сферу ребёнка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Известный чувашский этнопедагог Г. Н. Волков считал, что музыкальное наследие чувашского народа, в частности песни, являются неотъемлемой частью воспитания вообще, формирования высоконравственного и духовного человека, человека чтущего память предков, живущего в гармонии с природой и окружающим миром, человека, нацеленного на лучшее будущее. Он подчёркивал педагогическое значение песни, как обучение прекрасному и доброму, сохранение традиционных для чувашского народа ценностей, воспитание положительных качеств личности. «Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека».
(Г. В. Волков)
Большое значение Г. Волков придаёт колыбельным песням, отмечая их исключительное влияние на растущего ребёнка с точки зрения эстетических и этических качеств. Он отмечает богатство репертуара отроческих и юношеских песен: «…девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен, сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни».
Причитания выделяются им в отдельную тему. В них отражаются переживания, надежды, они несут и воспитательный смысл: «мать ласкова, сын ласков», «моя сменушка-надеюшка» и т. д.
Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве.
Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.
В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.
Также следует активно включать ребенка в процесс общения с чувашской музыкой разного характера на основе ее целостного восприятия. Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений в процессе эстетического сопереживания художественных впечатлений, формировать установку на доверительное выражение ребенком своих чувств.
Цель. Формирование начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и традициям.
Задачи.
1. Развитие интереса к чувашскому языку и национальной музыкальной культуре.
2. Формирование у ребёнка начал национального самосознания и интереса к культуре других народов через интеграцию искусств.
3. Воспитание у детей уважительного отношения к истории и культуре чувашского народа, освоение ими ценностей национального музыкального искусства на основе обрядов и традиций.
Так как до сих пор не разработана единая программа по музыкальному развитию ребёнка – дошкольника, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО, и способствовала реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части, касающейся создания национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, музыкальные руководители ДОУ используют следующие пособия:
«Праздники на Земле Улыпа» Чебоксары. 2006г.
В этой хрестоматии собраны конспекты чувашских календарных и обрядовых праздников, музыкальный материал к ним, а также описания обрядов, игр, музыкальных хороводов, танцев, литературные произведения.
«алку», МОиМП, Чебоксары 2006, Научный консультант Г. П. Захарова
В хрестоматии представлены лучшие образцы чувашского фольклора, произведение чувашских писателей и поэтов, справочный материал о культуре чувашского народа, а также методические рекомендации по реализации регионального компонента дошкольного образования.
«Голос детворы» Министерство культуры и по делам национальностей ЧР, Чувашский республиканский научно-методический центр народного творчества, Чебоксары 2002, Научный руководитель М. Г. Кондратьев
Данное пособие предлагает музыкальные игры, считалки, заклички, хороводы, песни, потешки и другой музыкальный материал.
Основные формы работы с детьми
1. Организованная образовательная деятельность:
Беседы, слушание народной и авторской чувашской музыки, знакомство с композиторами, с чувашскими названиями музыкальных инструментов, разучивание элементов чувашских танцев, разучивание песен на чувашском и русском языках, прослушивание сказок, знакомство с элементами чувашского национального костюма, рассматривание картин и иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:
• «Музыкальные инструменты Чувашии»
• «Портреты чувашских композиторов»
• «Достопримечательности города Чебоксары и Чувашской Республики»
2. Проведение праздников и развлечений:
Масленица - «аварни»
«Акатуй»
3. Игровая деятельность:
Чувашские музыкальные игры и хороводы :
«Музыкантпа мулкачсем», «урет Ваня», «Низенький орешник», «Вайа» и другие.
4. Знакомство с художественной литературой:
• Знакомство с малыми фольклорными формами (считалками, песенками, закличками);
• Чтение чувашских народных сказок : «Лиса-плясунья», «Лиса и дятел» и т. д., стихов.
5. Экскурсии:
• в краеведческий музей;
• в театры;
Предметная среда в группах.
В группах организуются уголки чувашской культуры, которые включают в себя элементы музыкальной культуры : фотографии чувашских музыкальных инструментов, фотографии композиторов, артистов, аудиозаписи чувашской музыки, элементы чувашского костюма.
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам чувашской культуры».
2. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.
3. Привлечение родителей к подготовке и выступлениям воспитанников ДОУ на муниципальных и республиканских фестивалях и конкурсах.
4. Привлечение родителей к изготовлению костюмов для выступлений.
5. Проведение посиделок, мастер-классов, реализация проектной деятельности, связанной с приобщением воспитанников к культуре чувашского края.
Содержание работы по музыкальному воспитанию в соответствии с «Программой воспитания ребёнка-дошкольника» по ред. Л. В. Кузнецовой, Ч. 2006г.
Приобщение дошкольников к чувашской музыкальной культуре начинается с младшей группы. В этом возрасте ребёнок включается в фольклорные действия, овладевает элементарными жанрами чувашского фольклора (музыкальные игры).
В средней группе расширяется ознакомление с фольклорными действиями, фольклор активно включается в ситуации обычной повседневной жизни ребёнка в детском саду и в семье. Дети знакомятся с чувашским хороводным шагом, передвижениями с характерными движениями рук. Праздники, рекомендованные в программе: «Вайа уяве» (итоговый праздник исполнительского мастерства, «Акатуй» (музыкально-спортивный праздник на улице 1 июня, чувашские традиционные календарные праздники.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с Гимном Чувашской Республики, узнают о чувашских композиторах и исполнителях. Продолжают совершенствовать знакомые чувашские танцевальные движения и исполняют более сложные (хороводный шаг с плавным движением рук вперёд-назад, чувашские притопы и др.). Углубляют знания о чувашских музыкальных инструментах.
Праздники, рекомендованные в программе: «Моя Родина, какая она?»
(Мой родной город, посёлок, село, «В краю чувашском», «Вайя уяве»,
(итоговый праздник исполнительского мастерства, «Акатуй» (музыкально-спортивный праздник на улице 1 июня, чувашские традиционные календарные праздники, развлечения познавательного характера «Ниме», «День чувашского языка» и др.
В подготовительной группе закрепляются знания о Гимне Чувашской Республики, расширяются знания об особенностях музыки чувашского и других народов, проживающих на территории Чувашии, о чувашских композиторах и исполнителях. Воспитанники исполняют разные виды чувашского хороводного шага с характерными движениями рук, элементы чувашских плясок, чувашские притопы, «гармошечка», кружение с припаданием на правую ногу и т. д. Обогащается песенный репертуар, знания о чувашских народных музыкальных инструментах.
Праздники, рекомендованные в программе: фестиваль «Между Волгой и Уралом», «Вайя уяве», (итоговый праздник исполнительского мастерства, «Акатуй» (музыкально-спортивный праздник на улице 1 июня, чувашские традиционные календарные праздники, развлечения познавательного характера «Ниме», «В краю ста тысяч слов» и др.
В работе музыкального руководителя приобщение воспитанников к чувашской музыкальной культуре является важной частью педагогического процесса.