Федулова Светлана Владимировна
Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России.
СЛАЙД 2 «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» (В. Г. Белинский)
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору
Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».
Россия – многонациональная территория с толерантным населением. Всего в согласии и мире в России проживают представители многих национальностей – русские, белорусы, молдаване, татары, башкиры, дагестанцы, чеченцы, азербайджанцы, ханты, манси и др.
Культурные традиции народов тесно переплетены, но при этом бережно сохраняется своеобразие культуры каждого народа во всех его проявлениях, касается ли это национальных блюд или быта и религии. На профессиональном уровне демонстрируют свое искусство фольклорные ансамбли русских, молдавских, дагестанских творческих коллективов.
Знакомство с культурой и традициями народов России играет важную роль в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. Это способствует формированию уважительного отношения к многообразию культур, развитию интереса к истории и быту различных народов, а также расширению кругозора и познавательной активности детей.
СЛАЙД 3 Цель работы педагогов образовательного учреждения в данном направлении - заложить основу патриотических чувств (уважение к своей стране, родному краю, городу, в котором живёшь, воспитывать чувство сопричастности к России, её культурному наследию.
В своей деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой педагоги детского сада решают следующие задачи:
1. Развивать представления детей о России как огромной многонациональной стране.
2. Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
3. Формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело и др.)
4. Воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней. Воспитывать бережное отношение к культуре других народов России.
5. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, к Родине, уважение к тем, кто добросовестно трудится, уважение к людям других национальностей.
6. Формировать у детей культуру межнациональных отношений в условиях полиэтнического и поликультурного мегаполиса.
7. Организовать развивающую предметно-пространственную среду (создание уголков народной культуры).
8. Формировать у родителей детей компетентность по созданию условий этнокультурного развития ребенка в семье.
СЛАЙД 4 В старшем дошкольном возрасте у детей формируются :
• чувства дружбы между народами единой страны проживания;
• чувство национальной и общенародной гордости принадлежности к человеческому роду;
• большой и постоянный интерес к культуре своей страны и народов в ней проживающих;
• уважительное отношение к национальному достоинству других людей к национальным культурам, традициям, обычаям.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
СЛАЙД 5 Методы и формы работы
Эффективное формирование этнокультурных представлений зависит от форм, методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:
Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строится на основе: а) жизнедеятельности детей в семье; б) наблюдений (экскурсии, досуги); в) образовательной работы.
Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор- дети получают представления о тех событиях,явлениях, предметах, т. е об исторических фактах, о быте и архитектуре народов проживающих разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т. д.
СЛАЙД 6 Знакомство с народными промыслами народов России. У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. Это дымка, хохлома, гжель, жостовская и городецкая росписи, богородская и филимоновская игрушки, домовая роспись Забайалья и т. д.
СЛАЙД 7 Развлечения и праздники с этнокультурой и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувствительный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят свое отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
СЛАЙД 8 Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные предметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.
СЛАЙД 9 Итак, пять советов для педагогов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России :
1. Интеграция культурных элементов в занятия
Используйте народные сказки, песни и игры в повседневных занятиях. Это поможет детям не только узнать о культуре, но и активно участвовать в ней. Например, проводите чтение сказок с элементами театрализации.
2. Организация праздников и мероприятий
Устраивайте тематические праздники, посвященные традициям различных народов. Это могут быть Масленица, Сабантуй или другие культурные события. Включайте в программу народные игры, танцы и угощения.
3. Проведение мастер-классов
Приглашайте мастеров народного искусства для проведения мастер-классов по ремеслам (гончарство, ткачество, резьба). Это даст детям возможность не только увидеть, но и попробовать создать что-то своими руками.
4. Использование мультимедийных ресурсов
Подготовьте презентации или видео о культуре и традициях разных народов России. Это поможет визуализировать информацию и сделает занятия более увлекательными и интерактивными.
5. Вовлечение родителей
Стимулируйте родителей делиться своими традициями и культурными особенностями. Это можно сделать через совместные мероприятия или семейные проекты, где дети смогут представить свои знания о культуре своих предков.
Эти советы помогут создать интересную и насыщенную образовательную среду, способствующую уважению и пониманию культурного разнообразия.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России — это не только образовательный процесс, но и важный шаг к формированию толерантного и многонационального общества. Используя разнообразные методы и формы работы, мы можем помочь детям стать открытыми и уважительными к различиям, что будет способствовать их гармоничному развитию.