Приложение МААМ

Консультация для педагогов по развитию воображения у детей посредством природного материала

Ирина Балябанова
Консультация для педагогов по развитию воображения у детей посредством природного материала
▼ Скачать + Заказать документы

Организация и методика проведения работы по развитию воображения посредством природного материала.

Творческий процесс зависит от многих факторов. Трудно заставить ребёнка сочинять, творить по принуждению. Занятия с природным материалом открывают большие возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Публикация «Консультация для педагогов по развитию воображения у детей посредством природного материала» размещена в разделах

Тематика занятий проста: это либо композиции по известным сказкам, либо сценки из жизни, окружающей ребёнка в повседневной жизни, внешние условия предлагаемых конструктивных задач определяются тематикой занятия и условиями конструирования - "достраивания" незавершённых композиций.

Работа на занятиях - это серьёзный труд для ребят, требующий организованности, дисциплинированности, волевых усилий.

Формированию творчески активной личности способствует взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений искусства и действительности.

Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

В процессе развития воображения и формирования творческой деятельности мы вычленяем три последовательных этапа:

1) Выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и др.

2) Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.

3) Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации.

Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний - обобщающий во всём процессе.

Курс занятий с природным материалом начинается с рассказа о природе родного края, её красоте, неоценимой пользе для людей, бережном отношении к ней во время экскурсий. После этого им нужно рассказать о свойствах природных материалов, приёмах и способах работы с ними. Показывая детям некоторые образцы поделок, обращали их внимание на формы фигурок, положение тех или иных деталей, их крепление и сочетание.

Конструктивная деятельность детей совместно со взрослым - это исходная форма работы по обучению конструированию из природного материала и переходная форма к самостоятельному творчеству. Задачи, решаемые в ходе совместной работы взрослого и детей по достраиванию незавершённых предметных, сюжетных и пейзажных композиций (выполненных педагогом заранее, позволяют каждому ребёнку, при наличии у него даже весьма скромных навыков работы с природными материалами, принимать активное участие в коллективной работе. Правило действия - создание ситуации обучения, которая делает процесс конструирования понятным, лёгким и интересным делом для ребёнка. Вместе с тем каждый ребёнок самостоятельно определяет "границы" своей активности.

Каждый раз ребёнок узнаёт свою работу и радуется ей, охотно принимает участие в следующих занятиях, несмотря на то, что задаётся другой тематический контекст.

Учитывая результаты психолого-педагогических исследований, структура занятия может быть следующей. После традиционного организационного момента (1-2 минуты, заключающегося в размещении детей на своих местах и ориентации их на учебно-трудовую деятельность, следует этап эмоциональной настройки. Его основная задача - заинтересовать детей предстоящей работой, создавая тем самым положительный эмоциональный фон занятия и стимулируя творческое отношение к решению задач. Третий этап - анализ образца изделия. Суть этой части занятия состоит в том, чтобы чётко и грамотно определить название, назначение изделия, разобрать его конструкцию. Непосредственно трудовая деятельность, в процессе которой у дошкольников формируются умения обрабатывать различные материалы с помощью специальных инструментов и приспособлений, занимает 17-20 минут, т. е. это самая продолжительная часть занятия.

Изготовление изделия невозможно без планирования трудовой деятельности, в процессе которого определяется содержание и последовательность выполнения трудовых операций. Этап планирования трудовых действий полезно совмещать с собственно трудовой деятельностью. После изготовления изделия педагог отводит 2-3 минуты для подведения итогов, оценки художественно-творческой деятельности и результатов труда дошкольников. Заканчивается занятие апробацией изделий и уборкой рабочих мест. Помимо перечисленных этапов на занятии могут иметь место одна - две физические паузы (по усмотрению педагога).

Неустойчивое внимание, эмоциональное восприятие окружающей обстановки, импульсивная активность, с одной стороны, и необходимость концентрации внимания и трудовых усилий при изготовлении изделий, с другой, требует специальной подготовки детей к предстоящей работе, подготовки именно психологической. Программа педагога должна быть принята как их собственная.

Знания о видах, свойствах, применении обрабатываемых материалов дошкольники также приобретают в процессе практической работы.

Задача подведения итогов занятия - анализ и оценка художественно-творческой деятельности и результатов труда дошкольников, такой итог целесообразнее подвести самому педагогу сразу же после завершения работы над изделием.

Эта часть занятия, предоставляя благодатные возможности для разыгрывания различных сюжетов, имеет существенное значение для развития у старших дошкольников способности к сотрудничеству и содержательному общению, способности устойчиво удерживать контакт общения.

Рассмотрим три уровня практической деятельности дошкольников на занятиях художественного творчества с использованием природного материала, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности, развития воображения.

1) Работа - копия (работа по образцу).

Дети воспроизводят образец без малейших изменений. Такой приём имеет большое значение в обучении старших дошкольников. Он не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали, наблюдать их взаиморасположение.

2) Работа с внесением изменений в основные детали, в технологию или конструкцию изделия. Такое задание даёт учащимся возможность внести в изделие что-то своё, отличительное от других, способствует расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.

3) Творческая работа по содержанию своего варианта изделия. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя своё воображение, выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

Первый компонент - знакомство с природными материалами, изучение материала, определение скрытых возможностей в процессе его сбора и подготовки к работе, их заготовка и обработка.

Главная цель - развитие умения у детей самостоятельно подбирать природные материалы для поделок, умения видеть в природном материале все его скрытые возможности и красоту.

Данный компонент мы рассмотрели и применили во время проведения экскурсий в парк, на реку; целевых прогулках по территории детского сада, так как стоит только присмотреться к окружающей природе, и раскроются её кладовые с неисчерпаемыми богатствами. Это и жёлуди разных видов, еловые и сосновые шишки разных расцветок и формы, орехи, соцветия чертополоха, древесные грибы, семена многих растений и т. п.

Итак, детское творчество при работе с природными материалами, это не самоцель, это путь к развитию у детей умения видеть в природном материале все его скрытые возможности и красоту, т. е. оттачивание зоркости детского глаза не только с целью наиболее полного использования возможностей материала, но умения творчески видеть всё, что встретится детям в дальнейшем на их жизненном пути.

Второй компонент - поиск и формирование художественного замысла до начала практического выполнения, непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.

Для того чтобы в сознании детей развивалось умение за внешними формами поделки видеть глубокое внутреннее содержание, нужно при обсуждении той или иной темы вводили ребят в атмосферу, в которой по замыслу должны жить персонажи будущей поделки. Так, например, при создании композиции по "Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина надо очень ярко нарисовать словесные портреты злой старухи и бедного, одетого в лохмотья старика, прочитать отрывки из этого произведения. После такой вводной беседы ребята будут стараться, как можно ярче показать по внешней стороне поделки её внутреннее звучание.

Анализ опытной работы, проведённой в подготовительной группе, показал, что художественно-творческая деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, развивается и обогащается на основе переноса в неё усвоенных на занятиях навыков практической работы, аппликации, раскрытия ребёнку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.

Характеризуя деятельность педагога по осуществлению индивидуального подхода к детям Е. А. Флё рина пишет: "Для одних детей достаточно намёка, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей не уверенных в себе требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребёнка тон воспитателя должен быть категоричным и требовательным".

Мы убедились, что для развития детского воображения не меньшее значение, чем применение соответствующих методов и приёмов обучения, имеет создание благоприятной для творчества атмосферы, способствующей появлению положительного эмоционального настроения, вызывающей творческую активность детей.

Как же оценивать продукты детского художественного творчества? На основании чего можно судить об успешности овладения детьми навыками работы с природным материалом? Анализ созданных детьми изображений и критерии их оценки интересовали многих исследователей, отечественных и зарубежных, в частности Т. С. Комарова разработала критерии оценки успешности выполнения рисунков, лепки, аппликаций детей дошкольного возраста.

Мы убедились, что осуществление индивидуального подхода, развитие интереса детей к познанию окружающего мира в сочетании с внимательным, чутким отношением педагога к этому интересу на занятиях, позволяет повысить эффективность в развитии детского воображения, проявлении ими индивидуальности в решении изобразительных задач.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики с использованием природного материала с детьми с ОВЗ Цель занятия: Развивать готовность сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. Задачи: Развивать тактильную.

Консультация для педагогов «Профилактика девиантного поведения у детей посредством сказкотерапии» Существуют различные формы профилактической работы девиантного поведения дошкольников: организация социальной среды; информирование; активное.

Консультация для родителей и педагогов «Приобщение дошкольников к детской литературе посредством народных сказок» Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают самих себя. В. А. Сухомлинский В современном обществе возрастает роль телевизора,.

Консультация для родителей «Поделки из природного материала»Консультация для родителей «Поделки из природного материала» Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало… А, С. Пушкин Вот и осень наступила. Много красивых красок у осени, всем она щедро их раздает.

Консультация для воспитателей «Поделки из природного материала»Консультация для воспитателей «Поделки из природного материала» Природный материал дает нам большие возможности во всестороннем развитии детей дошкольного возраста. Это не только познание окружающего.

Открытка с использованием природного материала. Отчет занятия по Художественно-эстетическому развитию.Открытка с использованием природного материала. Отчет занятия по Художественно-эстетическому развитию. Осень – прекрасная пора для творчества. Огромное количество идей лежит у нас под ногами. Сейчас в каждом саду дети делают поделки из природного.

Развитие творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных приемов рисования «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» И. Сухомлинский Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным,.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической.

Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ» Вопрос развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста интересует многие годы. Творчество может развиваться во всех видах.

Совместные работы из природного материала родителей и детейСовместные работы из природного материала родителей и детей Совместные работы из природного материала – родители и дети. [/b] Разработала воспитатель 1категории: Козлова Т. И. Изготовление поделок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по развитию воображения у детей посредством природного материала
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 08:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов по развитию воображения у детей посредством природного материала» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Балябанова (УИ 377493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД