Гордеева Евгения Андреевна
Консультация для педагогов по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – защита от нелюбви. Ребёнок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психического комфорта, эмоционального благополучия.
Публикация «Консультация для педагогов по развитию речи» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Многие дошкольники не могут, к сожалению, справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают дома и в ДОУ. Именно это и приводит многих детей к различным отклонениям в поведении и развитии. И мы, как педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы.
Средств для решения этих проблем много. Это: музыкотерапия, логоритмика, психогимнастика. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на муз. инструментах, ритмическими движениями.
На занятиях по развитию речи музыка может затронуть чувства детей и помочь воспринять предлагаемый на занятии материал более полно.
Широко используется пропевание гласных звуков с движением руки, протягивание фраз от более коротких к более длинным, протягивание предложений.
Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, является формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Все элементы упражнений в музыкотерапии могут служить не только как средство развития детей, но и как игровой тренинг психических процессов, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса. Например, следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Композиция на основе быстрой, весёлой музыки позволит поднять настроение детей и, следовательно, активизировать их внимание. В процессе музыкального творчества, импровизации на заданные темы ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает его более здоровым и счастливым и, что не мало важно, развитым.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмику также можно назвать гимнастикой ума. (Словарь) : Ум – способность мышления и понимания, а гимнастика – система физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического развития личности. А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего - развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно. В «копилке» материала для занятий по логоритмике у музыкального руководителя входят: игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики, упражнения для развития внимания и памяти.
К примеру такая игра – импровизация «В синем куполе небес», целью которой является выразительное соотнесение речи, движения и музыки.
В синем куполе небес руками над головой – купол
Солнышко сияло, руки скрестить, пальцы раскрыть
Лучики спускало руки опускать через стороны
И на горы, и на лес острые горы, раскидистые деревья
Где полным полно чудес удивление мимикой
На лугу цветочки расцветают ладонями – бутоны
А над ними бабочки летают полёт бабочек
В ручье камушки лежат сжимают кулачки
А между ними рыбки спешат скользящие ладони.
В книге М. И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
С использованием музыки на занятиях по развитию речи мы можем использовать игры-медитации, такие как:
Я - солнышко
Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом. Я - большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю свое тепло всей земли - лесам, рекам, лугам. Я вдыхаю тепло. Я лечу над землей и освещаю зеленую листву, красные цветы.
Я - облачко
Я - облачко. Большое, пушистое, легкое. Мне отрадно быть облачком, плыть в синем небе, мои руки легкие, они помогают мне лететь. Я подвожу вверх глаза, вдыхаю всем телом светлый воздух.
Не следует забывать и о том, что музыка – это всегда только положительные эмоции, и не случайно врачи-физиологи ставят знак равенства между физическим и психическим здоровьем при условии погружения ребёнка в атмосферу душевного подъема, связанного с положительными эмоциями. А не будет психического и физического благополучия, не будет и чёткой связной речи.