Оксана Фролова
Консультация для педагогов по организации работы по развитию речи дошкольников
▼ Скачать
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
1. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности. В повседневной жизни ребёнок играет, общается со сверстниками и взрослыми, приобщается к труду, знакомится с произведениями художественной литературы и изобразительного искусства, открывает для себя мир природы.
Публикация «Консультация для педагогов по организации работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка.
В своей работе я стараюсь уделять большое внимание совместной деятельности с детьми - использую большое количество дидактических игр. В ходе игры дети в непринуждённой форме закрепляют полученные навыки, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях и животных и т. д. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь. В совместной деятельности так же отводится много времени для заучивания стихотворений и объяснения смысла непонятных слов, ведь художественное слово является образцом правильной и грамотной речи. Драматизация тоже помогает стимулировать речевую активность каждого ребёнка, речь детей постепенно становится, более эмоционально окрашена.
Мы знаем, что воспитание и развитие ребёнка процесс многофакторный и нельзя только в условиях детского сада успешно решать задачу по развитию ребёнка, поэтому в своей работе мы стараемся уделять много времени работе с родителями. Проводим индивидуальные и групповые консультации, и беседы с родителями. Темы для консультаций могут быть запланированы, а могут носить спонтанный характер. Очень часто родители сами обращаются с интересующими их вопросами.
Для развития речевой активности в группе создана определё нная речевая среда:
1. Проводятся занятия (развитие речи);
2. Чтение художественной литературы и беседа по их содержанию.
3. Заучивание стихотворений;
4. В группе большая подборка дидактических игр речевой направленности: «Круглый год», «12 месяцев», «Юный натуралист», «От весны до зимы», «Чей хвост, голова, уши», «Скажи правильно», «Отгадай и покажи», «Азбука», «Кубики с буквами», и т. д.
5. Условия для комфортного межличностного общения детей,
6. Оборудован книжный уголок;
Речь педагога основной источник речевого развития детей.
Главным результатом нашей работы по развитию речевой активности детей стало – стремление детей выражать свои мысли в словесной форме, развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей); развитие и совершенствование звуковой культуры речи развитие фонематического слуха, чёткое произнесение слов и предложений; развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, согласовывать различные части речи в роде, числе и падеже, развитие связной речи.
В дальнейшем, мы планируем продолжать работу по развитию речевой активности детей, т. к. речь – одна из важнейших линий развития ребёнка.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведения.
Как можно развивать связную речь старших дошкольников.
Пересказ.
Предложить ребёнку пересказать содержание знакомой сказки (рассказа).
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения
После 5 лет дети довольно охотно сами придумывают рассказы, сказки, включая туда нередко эпизоды из собственной жизни.
Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладеть этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия связной речи разнообразны : они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, сериям картин, по представлению, пересказы. В возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта. При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приёмы обучения с учётом возрастных и речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. В таких случаях их высказывания будут более эмоциональны и развёрнуты.
При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребёнка воспитывать доброе отношение к героям произведений. Используя серии картинок, важно научить устанавливать причинно – следственные связи между событиями, правильно определять логику расположения сюжетных звеньев.
При обучении пересказу целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.
Рассматривая предмет, педагог направляет внимание ребёнка на выбор более точных слов – обозначений, умение контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками. Обыгрывая, рассматривая игрушку, можно привлекать кукольные персонажи, которые как бы «проявляют интерес» к рассказу ребёнка. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает описывать, предмет более детализировано. На первоначальных этапах обучения активно применяется образец рассказа педагога. Это важно, так как активное подражание речи старших характерно для данного возрастного периода.
Описательные рассказы.
Описание мебели:
- Название мебели
- Из чего сделана (из дерева – деревянная)
- Цвет мебели
- Части мебели (ножки, дверцы, ящики, спинки, подлокотники)
Описание птиц:
- Название птицы.
- Вид птицы? (перелётная, зимующая, домашняя).
- Чем питается? (насекомыми – насекомоядная; зерном – зерноядная; рыбой – водоплавающая).
- Что можно увидеть у птицы? (цвет, размер и части туловища).
- Что умеет делать птица? (клевать, взлетать, летать, плавать, высиживать яйца – слова действия).
Описание животного:
- Название животного.
- Где живёт (в жарких странах, на севере.).
- Чем питается? (травой, ягодами – травоядное; грибами, шишками – грызун; мясом животных – хищник).
- Что умеет делать? (бегать, охотиться, спать зимой, нюхать, скакать, перепрыгивать – употребление слов действий).
- Внешний вид, части тела животного, всё то, что можно увидеть глазами (шерсть, голова, морда, туловище, ноги, хвост).
Описание овощей, ягод:
- Название овощей и ягод. (капуста, огурец, клубника, смородина и т. д.)
- Обобщение (это овощ; это ягода и т. д.)
- Где растёт? (в лесу на кустарниках, в саду на деревьях, в огороде на грядках)
- Цвет, Форма.
- Размер.
- Вкус (сладкий, кислый, горький и т. д.)
- Что можно приготовить (клубничное варенье, клубничный сок)
Заключение.
В дальнейшем, мы планируем продолжать работу по развитию связной речи детей, т. к. речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает возможность общения с другими людьми. Речь играет огромную роль в познании мира. Развивая речь, мы развиваем самого ребёнка, его мыслительный процесс и коммуникативные способности. Человек с грамотной хорошо развитой речью чувствует себя спокойно и уверенно, легко идёт на контакт.
В целях улучшения организации педагогического процесса мы планируем совершенствовать формы, методы и приёмы организации детей на занятиях и в свободное время; совершенствовать свои навыки и умения, пополнять свои знания, путём изучения дополнительных программ по развитию речи, знакомиться с новинками журнала «Дошкольное воспитание».