Шевелёва Нини Николаевна
Консультация для педагогов «Ознакомление малышей с народными промыслами»
Подготовила воспитатель. Шевелёва Нина Николаевна
«Ознакомление малышей с народными промыслами»
Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление малышей с народными промыслами“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Ознакомление дошкольников с народными промыслами помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров.
Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Во многих дошкольных учреждениях педагоги оформляют мини-музеи народного творчества, русские «избы» и «горницы».
Дети могут ознакомиться с изделиями разных видов промысла : декоративными игрушками, посуда, быта, глиняной игрушкой, с росписью и резьбой на прялках, с мастерской и северной вышивкой, с народными костюмами и рисунками на набивных тканях, с декоративными Павловскими платками и Богородской резной игрушкой, вологодскими и Елецкими кружевами.
При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом педагог может использовать следующие формы работы:
- мини музея, на базе таких мини-музеев иногда организуются изостудии и кружки народного творчества;
- организация выставок;
- беседы по ознакомлению с искусством;
- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
- проведение праздников и досугов;
- посещении выставок, дети получают некоторые сведения об истории промысла. Применение интересных приемов работы увлекают дошкольников, развивают их фантазию, творчество. Приобщать дошкольников к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Для детей младшего дошкольного возраста, конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае говорим о народной игре : подвижные игры, игры-хороводы, игры с пением: «Шла коза по лесу», «Ручеек», «Капуста», «Заря зарница», «Городки», «Котёл», «Бабки», «Золотые ворота», «Коршун» и др. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра сопровождается народным фольклором. Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор используются ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.
Необходимо так же учитывать, что для того, чтобы проводимая работа была успешной, очень важно объединить усилия родителей и педагогов, создать универсальные формы общение между ними. Установление доверительных взаимодействий с семьями воспитанников на основе доброжелательности и сотрудничества является залогом успеха в процессе знакомства с декоративно прикладным творчеством. Родители с увлечением оказывают творческую помощь в создании оригинальной развивающей среды, в проведении развлечений, праздников.
Организуя образовательную работу с детьми по нравственно-патриотическое воспитанию, позволяет нам пополнить знания о культуре и быте русского народа, о традициях, что дает детям возможность испытать полноту бытия. Это является основой, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами.