Сауле Кужугалдинова
Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Дата проведения: 11.03.2019г.
ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно из приоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В ранний период дошкольного детства происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета.
Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление дошкольников с художественной литературой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
По мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой и других педагогов активное овладение способностью передавать в образном слове содержание происходит благодаря освоению средств художественной выразительности речи, в т. ч. произведениями художественной литературы.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Для детей раннего возраста характерны: бедность речи, недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная») Плохая дикция. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Мною была поставлена цель: развивать эмоциональную, выразительную речь детей раннего возраста средствами художественной литературы.
Для достижения цели выдвинуты следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
2. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
3. Развивать активную речь (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления).
4. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
В процессе ознакомления с художественной литературой :
дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;
в речи активизируются имена прилагательные и глаголы;
обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально оценочной и сказочной лексики;
улучшается звуковая культура речи;
раскрываются творческие способности;
формируется нравственность и культура поведения;
формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе;
развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника.
Перед взрослыми стоит задача по развитию не только разговорной бытовой речи, но и литературной.
Речь – наиглавнейшее средство познавательной деятельности. Она пронизывает все 5 образовательных областей развития ребенка. Поэтому художественное слово использовалось во всех видах непосредственно образовательной деятельности.
Для улучшения детского звукопроизношения предложила родителям комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики. Также разработала несколько рекомендаций и консультаций для родителей на темы: «Учим с ребенком стихи», «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей», «Пестушки, потешки и прибаутки», «Воспитание детей через художественное слово», «Научите ребенка красиво говорить», «Сказка в развитии речи детей».
А на стендах выставляется перечень произведений для чтения дома, материал для заучивания наизусть.
Родители активно включились в процесс приобщения детей к художественной литературе и произведениям русского фольклора.
В своей работе я использую следующие методы и приемы при ознакомлении с художественной литературой.
Чтение и рассматривание обычных книг, озвученных, книг с музыкальным сопровождением. Дети групп раннего возраста еще очень малы, они еще только начинают говорить и «читать». Книги, которые мы подбираем - яркие, красочные, интересные и соответствуют возрастным требованиям.
Чтобы ребенок запомнил не только название, но и содержание произведения, приходится многократно читать, рассказывать его, прибегая к таким методам наглядного сопровождения, как показ игрушек, картинок, использование театральных атрибутов
Для лучшего усвоения художественной литературы в свободной деятельности предлагаем детям: игры на развитие речи, логического мышления. «Собери сказку», «Расскажи сказку».
Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.