Марина Бочкова
Консультация для педагогов «Особенности восприятия детьми фольклорных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что восприятие ребёнка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладаем существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребёнка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности восприятия детьми фольклорных произведений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
И фольклор с его яркой образностью, выразительностью создаёт для этого благодатную почву.
Например, если эстетическое восприятие предметов и явлений, изделий народных мастеров осуществляется педагогом с включением эстетических сценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребёнком, красивым (красиво вьётся стебелёк по боковой поверхности мисочки - хохломское изделие - а сверху и снизу стебелька расположены красные клубнички или гроздья рябины, изящные завитки и травка, тонкая и нежная, а затем предлагается детям охарактеризовать узор, то дети постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развёрнутую аргументированную эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства. Чтобы сформировать такую оценку, необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений и особенно объектов природы, дающей богатый материал для. творческой фантазии и взрослому художнику, и ребёнку.
Другим психическим процессом, имеющим важное значение, является мышление. Характеризуя мышление ребёнка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Все эти стадии появляются уже на этапе дошкольного детства. Однако вступление мышления в новую стадию не означает изживания его предыдущей стадии. Мышление предыдущей стадии сохраняется у ребёнка и помогает в развитии мышления новой стадии. Следовательно, развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы-представления, усваиваемые ребёнком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений - главное достоинство. Накопление образных представлений и развитие образного мышления имеет чрезвычайно важное значение не только для любой творческой деятельности ребёнка и человека вообще. Психологи подчёркивают, что недостаточный уровень развития образных представлений вызывает целый ряд трудностей при переходе ребёнка к школьному обучению и не только в начальной школе, но и в старших классах.
Вместе с тем отмечается, что для развития этого вида мышления большое значение имеют сами художественные деятельности, широко включаемые в педагогический процесс. Особенно важно использовать
в этих целях народное искусство, в котором в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде, что способствует развитию наглядно-образного мышления ребёнка.
Так, например, малыш, с которым взрослый играет с его пальчиками: «Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
А с этим братцем песни пел»,
уже видит перед собой не пальчики, а образы братцев и называемые в игре их совместные действия.
Или, слушая и повторяя потешку:
«Пошёл Котя на Торжок,
Купил Котя пирожок.
Самому ли съесть
Или Оленьке отнесть?»
Дети представляют всю содержащуюся в ней картинку в образах, о чём свидетельствуют и детские рисунки на эту тему, в которых каждый по- своему изображает ситуацию, изложенную в потешке, по-своему.
Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение.
Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение - не простая сумма представлений. Они изменяются, комбинируются в голове ребёнка, складываются в новые образы.
Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством классическим и народным. Для развития воображения целесообразно использовать и специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, придумывание других окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, создание разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простой фигуры, например, круга или любого пятна, придавая ему черты того или иного предмета (солнцу - черешок, шарику - ниточку, колесу - спицы, сковороде - ручку и т. п.)
Особо следует остановиться на развитииэмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшему фактору развития творчества и художественных способностей детей. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности детей. Оно способствует удовлетворению потребности ребёнка. На наличие потребности ребёнка в активной деятельности указывали многие педагоги, называя ребёнка деятельностным существом. Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребности ребёнка в деятельности, а следовательно, вызовет эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.
Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с особенностями народной музыки, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного строя, особенностями предметного и цветового решения каждого вида.
Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.
Еще одна важная детская потребность - потребность в общении, определяемая коллективным характером народного искусства. Необходимо удовлетворить потребность детей в самоутверждении. Если у ребёнка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он уверенно чувствует себя среди своих сверстников.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, отмечается его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей.