Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Особенности полоролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду»

Светлана Шкурко
Консультация для педагогов «Особенности полоролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Биологический и социальный пол – гендер.

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчин и женщин. Мужчины и женщины похожи, несмотря на то, что принадлежат к разным расам и народам.

Различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Публикация «Консультация для педагогов „Особенности полоролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду“» размещена в разделах

Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта.

В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека.

Эти уровни:

генетический пол (набор генов);

генадный пол (железы внутренней секреции);

морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

церебральный пол (влияние тестетерона).

Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками, и возникали сомнения, к какому полу они относятся («не баба, а мужик в юбке»). Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом.

«Пол» в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

«Гендер» - социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом возникают во взаимодействии людей.

«Генетические, эндокринные и церебральные факторы определяют не только психологические различия между мужчиной и женщиной, а уровень психической и двигательной активности» (Д. В. Воронцов). Это – двигательная активность и активность психических процессов внутри организма. А общество всегда определяет средства и границы проявления активности. В любом обществе существует культура, которая усваивается его членами. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин – своеобразные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называется мужским или женским.

Гендер называют социальным полом, т. к. человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т. е. ее поведение напоминает мужское – курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол – мужской.

Начиная с 1970-го года ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека – биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной или женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. Т. е., с момента рождения ребенка начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития надо создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникают в обществе.

Девочки и мальчики.

Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают определить пол ребенка красные и синие ленточки. Но запись биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы воспитания. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяют плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят «Ты же мужчина, мужчины не плачут».

А вот при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. Критерии развития в образовательной программе звучат примерно так «ребенок в три года должен, к 5 годам он имеет» - параметры на однополое существо. Лишь физиологические характеристики (вес, рост) и физические качества (быстрота, сила, выносливость) даны отдельно для мальчиков и девочек.

Выделим некоторые различия мальчиков и девочек.

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а в период половой зрелости эта разница различается почти в 2 раза.

Мальчики начинают позже ходить на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить – на 4-5 месяцев.

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения.

Мальчики более подвижны, чем девочки.

Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза. Трудновоспитуемые – чаще всего мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи.

Мальчиков чаще надо гладить по голове, от этого они «умнеют», растут, чувствуют себя защищенными.

Игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы вдаль. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, на тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит в стол, в сторону, если не знает ответ на вопрос. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах взрослого подтверждение правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.

У девочек лучше развита речь и способность к чтению. Но мальчики лучше решают задачи. У девочек лучше развита моторика рук, поэтому они аккуратнее закрашивают и пишут в тетрадях.

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки. Мальчику нужно обязательно в чем-то чувствовать себя «королем» - это снижает агрессию.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.

Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. А суть – это: воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков.

В дошкольные годы, особенно в пятилетнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола, усвоение же образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника.

Процесс половой социализации осуществляется не только через семью, но и через сверстников, которых И. С. Кон правомерно рассматривает как «исключительно важный универсальный агент».

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, где имеются наиболее благоприятные условия для развития личностных качеств и поло-ролевого воспитания. Воспитательное влияние группы на дошкольника обусловливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

Социально-психологическое исследование межличностных отношений, общения и взаимодействия дошкольников в детском саду показало : неправильно рассматривать связи, устанавливающиеся между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные. Длительное, на протяжении многих лет совместное пребывание в детском саду, ежедневное интенсивное общение и взаимодействие в разных ситуациях и в различной совместной деятельности формирует довольно сложную и относительно устойчивую систему группового общения и взаимоотношений, создает групповые ценностные ориентации, определяющие эту систему.

Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функции половой социализации. Наблюдение за общением и деятельностью детей показывает : склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, кооперироваться с ними в совместной деятельности проявляется очень рано.

По утверждению американского психолога Д. Смита, проследившего взаимоотношения сверстников от детского сада до университета, половая однородность – первый элемент дружбы и членства в детской групповой формации, а половая дифференциация обуславливается различными интересами детей к деятельности группы. Более того, исследования Хагиана, проведенные ранее, показали: в два года у детей еще нет никакой половой избирательности. Однако, к четырем годам она уже ярко выражается и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками. Ярче всего половая дифференциация проявляется в избирательности общения: 91% избирательных контактов устанавливается со сверстниками своего пола и только 9% - с детьми противоположного пола; из всех игровых объединений 75% - чистые однородные по половому составу, 25% - смешанные.

Особенности, которыми характеризовалось общение девочек и мальчиков со сверстниками, проявились в том, что у девочек во всех возрастных группах ярче выражена избирательность общения, их игровые объединения более устойчивы. Однако у мальчиков несколько больше интенсивность общения, они устанавливают большее число контактов, чем девочки, их игровые объединения более крупны по численному составу.

В дошкольной группе, где следует искать корни многих социально-психологических явлений, находятся истоки социально-половой дифференциации и начало формирования некоторых психических различий между мальчиками и девочками.

Основной и определяющей причиной этого являются не столько биологические особенности, сколько различие социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам с первых лет их жизни со стороны взрослых, а так же сверстников. Эти требования, получая соответствующее эмоциональное подкрепление, ведут к тому, что дети разного пола берут в качестве образца для подражания разные «социальные модели».

Эти факты обосновывают необходимость дифференцированного подхода в воспитании дошкольников в зависимости от пола.

Проблема эта – социально-педагогическая, психологическая, в настоящее время активно разрабатывается. Ряд отечественных исследователей выявляют физиологические и психологические различия между мальчиками и девочками не только школьного, но и дошкольного возраста. Это конституционные различия – рост, вес, окружность грудной клетки, различия в обменных процессах. Общий суточный расход энергии у мальчиков больше в несколько раз.

Другие исследователи указывают, какие показатели лучше у девочек: равновесие, гибкость, мелкая моторика. В отечественной литературе отмечаются и эмоциональные отличия между мальчиками и девочками – у девочек 6-7 лет они проявляются больше и ярче. Различия между мальчиками и девочками сказываются и на характере интересов – в играх, в рисунках, в выборе книг. Дошкольники очень рано и достаточно точно дифференцируют мужские и женские роли в игре. Мальчиков привлекают мужественные, героические роли; девочки предпочитают игры спокойного характера.

Процесс половой социализации начинается в семье, где дети усваивают, что есть мама и папа, дедушка и бабушка. Дети узнают, что есть два пола и они представители одного из них. С течением времени постигается и другое понятие: «мама», «папа», «дедушка», «бабушка» будет в будущем применено и к ним.

И. С. Кон справедливо отмечает: там, где нет соответствующих условий для нормального протекания половой социализации, особенно для мальчиков, процесс социализации нарушается. Поздний отрицательный результат формирования психического пола – эмоциональная неустойчивость мальчиков, неумение выполнять социальные роли, соответствующие полу. Исследование специфики воспитания дошкольников разного пола в семье свидетельствуют : ценностные ориентации родителей в отношении обоих детей – мальчиков и девочек – несколько отличны. Различия проявляются и в воспитании, и в специфике трудовых поручений, и в подборе игрушек. Эта разница в воспитании уже формирует у детей с первых лет жизни формы поведения, характер, соответствующий половой принадлежности. Например, специфика отличия в воспитании мальчиков и девочек в семье ярко выявляется при совместном труде родителей и детей : девочки чаще всего объединяются с матерями, мальчики в зависимости от характера работы трудятся с отцами и матерями, но с отцами выполняют чисто мужскую работу с особым удовольствием.

Решающее значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодействие со сверстниками, но особенно со взрослыми. Взрослые являются для ребенка главным источником информации о себе, помогают осознать ребенку его собственную половую принадлежность. Малыш вступает в мир не абстрактным бесполым дитятей, но будущим мужчиной или женщиной. И мать, вскармливает, ласкает, баюкает не «вообще» ребенка, но мальчика или девочку. Цель педагогических забот взрослых – как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку - женщиной, в самом широком, философском смысле слова.

Педагогическая грамотность проявляется в том, насколько взрослые стремятся воплотить в дочери идеал нравственности, а в сыне – мужественности.

Уже к полутора годам ребенок обычно знает, мальчик он или девочка, хотя и не умеет объяснить эту атрибуцию.

В 2-4 года воспитателю рекомендуется закреплять полученные ребенком в семье первоначальные представления о самом себе (имя и возраст в годах, своем поле, а так же о принадлежности к семье и группе детского сада («Меня зовут Саша. Мне три года. Я- мальчик. Я- хороший. У меня есть мама и папа»).

Психолого-педагогическая работа в младшей группе детского сада по формированию представлений о гендерных ролях ограничивается их характеристикой, доступной данному возрасту (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.). Это происходит в разных видах детской деятельности, преимущественно в играх, в общении, в процессе чтения и продуктивной деятельности.

В процессе бесед, разговоров, дидактических игр формируется представление о составе семьи ребенка. Малыша надо побуждать называть имена членов семьи: родители, бабушка, дедушка, братья, сестры, рассказывая о них воспитателю и другим детям, а так же рассказывать, как заботятся друг о друге члены семьи.

С этой целью используются фотогазеты, фотоальбомы, индивидуальные альбомы ребенка, индивидуальное празднование дня рождения ребенка в группе, встречи с родителями ребенка и т. д. При этом полезными будут любые побуждения педагога к тому, чтобы ребенок задавал вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился, что произойдет в ближайшем будущем и др. («Давай поговорим о том, что будет с тобой, когда ты вырастешь. Тебе интересно? О чем ты хотел бы меня спросить?»)

Трех-четырех-летний ребенок знает не только собственный пол, но и умеет различать пол окружающих людей, хотя половая принадлежность ассоциируется у него с внешними случайными признаками, вроде одежды, и кажется принципиально обратимой.

В 4-5 лет представления о своей половой принадлежности, проявлениях гендерных ролей (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых, женщин, детей, стариков; женщины заботливые, ласковые; мальчикам нельзя обижать девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т. д.) формируется постепенно в процессе моделирования педагогических ситуаций, чтения художественной литературы, продуктивной деятельности.

Воспитатель средней группы создает условия для формирования представлений о семье как обо всех тех, кто живет вместе с ребенком («Те, кто живут вместе с тобой, заботятся о тебе и любят тебя, - это твоя семья», ее составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры, дяди, тети и др.). Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что у всех членов семьи и самого ребенка есть обязанности (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т. п., которые обязательно надо выполнять, так как от этого во многом зависит благополучие семьи.

В шесть-семь лет (приблизительно) у ребенка складывается понятие половой принадлежности как необратимого свойства, и именно теперь начинается процесс половой дифференциации деятельности, установок и ценностей, субъектом которой является уже сам ребенок, а не его родители. Мальчики и девочки играют в разные игры, выбирают разных партнеров и т. д. Взрослые начинают сознательно и бессознательно обучать ребенка его новой половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В этот период игрушки выступают как опорный материал игры, помогающий развитию ее сюжета, и на их выбор так же сказывается половая принадлежность. Выбор игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» действительности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки в сфере домашнего быта.

В 5-6 лет гендерные представления дошкольников закрепляются и обогащаются в играх, педагогических ситуациях, беседах, а так же на экскурсиях, в процессе которых появляется возможность наблюдать социальные и гендерные роли людей (например, мужчины работают, обеспечивают своих родных и близких, служат в армии, в случае войны защищают Родину, женщины рожают детей, заботятся о близких, часто работают учителями, врачами, парикмахерами, продавцами и др.)

Игры типа «Собери семью», упражнения типа «Разложи фотографии членов твоей семьи от самого молодого до самого старого», «Соедини линиями фотографии членов твоей семьи» и др. позволяют уточнить представления о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети, двоюродные братья и сестры, своей принадлежности к ней, родственных связях и зависимостях в семье) например, «Я сын для папы, а для дедушки я внук», «Тетя Маша – дочь моего дедушки»).

На седьмом году жизни у ребенка закрепляется знание собственного имени, фамилии, возраста. Воспитатель способствует расширению сведений о личных данных ребенка, побуждая его называть свое отчество, рассказывая о том, что оно указывает на имя отца человека.

Разнообразные игры, игровые упражнения (например, Подбери одежду к разным случаям: «Ты на свадьбе сестры», «Ты на новогоднем празднике», «Ты вместе с бабушкой на даче» и др.). Чтение художественной литературы, драматизации, педагогические ситуации (например, «Как поступит мальчик», «Как поступит девочка» и т. д., позволяют формировать у детей представление о половой принадлежности.

В старшем возрасте воспитатель в играх, беседах с детьми раскрывает некоторые гендерные взаимосвязи : жена – мать – дочь, муж – отец – сын (как между детьми, так и между взрослыми: например, в игре «Дочки-матери» : «Олеся – жена Димы. Для Кати она мама, а для Катиной бабушки Алины она дочь»; «Когда Настя вырастет и выйдет замуж, то будет женой своему мужу, а для своих детей будет мамой»).

Рассматривание вместе с детьми семейных альбомов с фотографиями, создание стендов на тему семьи, приглашение родителей на групповые мероприятия позволяют формировать у детей седьмого года жизни представление о составе семьи, профессиях, интересах и занятиях родителей и родственников, вызывает интерес к своей родословной.

Рисование вместе с ребенком генеалогического древа (начиная с самого простого, в основе которого дедушки и бабушки) создает основу для более глубокого изучения на последующих этапах истории семьи). Дошкольник этого возраста на материале генеалогического древа способен осознавать некоторые простые родственные связи (например, свекровь-невестка, теща-зять).

К концу дошкольного возраста ребенок осознает необходимость половой принадлежности и начинает соответственно строить свое поведение. В это время у детей возникает своеобразное отношение к некоторым детям другого пола. Эти отношения с самого начала индивидуализированы. Подогревать детскую влюбленность не следует, а наоборот, нужно стараться переключить ребенка на что-то другое, что может захватить его чувства с новой силой.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Особенности полоролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду»
Опубликовано: 18 января 2021 в 11:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Особенности полоролевого (гендерного) воспитания детей дошкольного возраста в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шкурко (УИ 409933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД