Екатерина Яковлева
Консультация для педагогов «Особенности обучения 6-летних первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок уникален и неповторим, а получаемые им те или иные знания, овладение теми или иными навыками, несомненно, преломляются через его индивидуальность. К индивидуальным особенностям с точки зрения психологии относятся: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности обучения 6-летних первоклассников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей первоклассников
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1 класс
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В 6-7 лет ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Поэтому новым предметом для ученика становится процесс собственного изменения.
Специфика учения состоит в том, что оно по природе своей произвольно, то есть не определяется внешними, ситуативными свойствами вещей. И для того чтобы выделить существенные свойства и отношения вещей, ребенку надо учиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Это и значит, что надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать, находить способы ее решения (как и с помощью чего я могу ее решить, оценивать себя (что я умею делать, контролировать себя (правильно ли я делаю). Все это постепенно формируется в учебной деятельности ребенка. Но без помощи взрослых ребенок не научится управлять собой.
Индивидуальный подход в обучении создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. Особенно нуждаются в нем, помимо «трудных» воспитанников, малоспособных учеников, и детей с ярко выраженной задержкой развития, 6-летние первоклассники в силу специфики уровня своего психического развития (они еще остаются дошкольниками).
К особенностям развития 6 -летнего первоклассника можно отнести (по И. Ю. Кулагиной) :
1. Преобладание непроизвольной памяти (запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить);
2. Специфика внимания (он способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут);
3. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативны (они появляются и поддерживаются, как правило, только благодаря усилиям учителя);
4. Завышенная самооценка (трудность понимания критерия педагогической оценки : оценка своей учебной работы считается оценкой личности в Целом) – получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта;
5. Произвольное поведение только начинает формироваться (какое-то время ребенок может сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.);
6. Недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила (их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований, строго регламентированного общения) [2, с. 87].
К особенностям организации обучения 6 -летних детей многие педагоги относят следующие «нюансы». Например, раз первоклассник быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, в классе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Урок из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения, – требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных движений и т. п. Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потребности в игре и напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни, 6-летний школьник значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Необходимо постоянное включение в урок элементов игры, проведение специальных дидактических, развивающих игр.
К группе риска в младшем школьном возрасте в психологии относят:
1. Детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивные) : чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность – целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
2. Леворуких детей (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия : правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой и др.
3. Детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Причины: особенности семейного воспитания, тип темперамента, отношения учителя [4].
Осуществление индивидуального подхода является необходимым условием реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей, особенно младшего школьного возраста. Во-первых, среди учащихся в классе нет и быть не может двух учеников с совершенно одинаковыми знаниями об одном и том же предмете. Во-вторых, ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему при сочетании следующих критериев: 1) когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям; 2) когда он изучает то, что соответствует его возможностям; 3) когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, и, наконец, 4) когда в процессе обучения он может активно действовать, экспериментировать, исследовать на практике. И, наконец, использование личностно-ориентированного метода в обучении и воспитании младших школьников позволяет проявить творчество учителя и ученика, повысить эффективность восприятия учебного материала, качество обучения учащихся, совершенствовать педагогическое мастерство учителя. Этот подход в обучении может помочь установить психологический контакт с коллективом вообще и с каждым ребенком в отдельности. Он способствует передаче информации, ее эффективному восприятию учениками. Здесь также важен момент доверия ребят к педагогу и понимание ими их равноправное участие в педагогическом процессе.
В заключении, хочется отметить, что развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, а основы закладываются в первые годы обучения. Практически все те основные моменты, которые многие педагоги относят к индивидуальному подходу в обучении младших школьников в практической жизни, можно совершенно правомерно использовать в индивидуализации работы с дошкольниками:
каждый ребенок уникален и неповторим, его интересы весьма разнообразны. Они могут быть глубокими и поверхностными, долгосрочными и кратковременными, учебными и находящимися за пределами учебного процесса.
в реальном учебном процессе педагог помимо знания возрастных особенностей учеников, должен видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты, чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с их индивидуальностью.
педагог должен знать и учитывать индивидуальные, специфические условия, которые повлияли на формирование той или иной черты личности ребенка, чтобы можно было правильно реагировать на нее.
педагог должен знать побудительные причины поступков воспитанников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося.
педагог должен помнить, что на учащихся по-разному влияют как поощрения (укрепляют веру ученика в свои силы или приводят его к самоуспокоению, самоуверенности, так и подчёркивание недостатков ученика (отрицательная роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительная для самоуверенного и несамокритичного ученика).
педагог должен правильно подбирать меры и формы наказания (простое осуждение или более строгие меры взыскания при условии ясной мотивировки данного выбора, чтобы у школьников не возникло мнения о непоследовательности и несправедливости учителя).
важнейшей задачей педагога является не только научить ребенка новому опыту в какой-либо области, но и изучить тот опыт, который уже имеется в этой области в данный момент у ребенка. Подлинный личный опыт младшего школьника уже является отражением его индивидуального жизненного пути, и он всегда уникален, самобытен, неповторим.
педагог должен помнить, что предметно-практическая исследовательская деятельность играет важную роль в психическом развитии ребенка. Это та деятельность, в которой ребенок не просто принимает на веру заповеди взрослого, но добывает истину САМ: он активно действует, выдвигает гипотезы, пробует, наблюдает, ошибается и снова пробует. Он наполняет предмет своего изучения личностно - значимым смыслом.
Использованная литература:
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб. пос. для студ. вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 1999. – Режим доступа : .https://www.psichology.vuzlib.org/book_o742_page_18.html
2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. – М. : Изд-во УРАО, 1999. С. 87—90.
3. Прохорова, С. Н. Использование индивидуального подхода в обучении младших школьников [Электронный ресурс] : доклад / С. Н. Прохорова. – Режим доступа : https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1641.
4. Туревская, Е. И. Возрастная психология [Электронный ресурс] / Е. И. Туревская. – Тула, 2002.– Режим доступа : https://pedlib.ru/Books/5/0483/5_0483-1.shtml
5. Цуканова, Н. В. Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников [Электронный ресурс] / Н. В. Цуканова. – Режим доступа : https://pssh2.ru/podhod-k-obucheniiu.html.