Анна Романова
Психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения методом сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время все чаще и чаще возникают вопросы у родителей и педагогов, что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 минут? Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверно потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, и проблемы нарастают одна за другой, как снежный ком.
Публикация «Психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения методом сказкотерапии» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1 класс
- Психология школьников
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Состояние современного общества характеризуется дисгармоничными нарушениями с серьезными психологическими трудностями. Существующие социально-экономические, социокультурные условия развития ребенка являются в большей степени стихийными, непредсказуемыми, зачастую негативными. Сегодня отмечается снижение воспитательного потенциала семьи, обусловленное экономической озабоченностью, материально - бытовой неустроенностью или, наоборот, сверхвысоким благосостоянием.
В наши дни не потерял актуальности и феномен «засушенное сердце», о котором писал Л. С. Выготский, наблюдая у своих современников. «Обесчувствованию» сегодня способствует технологизация современного мира, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу детей, помогает адаптироваться к новым условиям окружающего мира.
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, состоящий из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
В настоящее время активно обсуждаются проблемы детей школьной адаптации и дезадаптации и разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений дезадаптации детей на первоначальном этапе обучения в школе (Э. В. Галажинский, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Г. Х. Борисова, Н. В. Белякова). Проблеме адаптации детей к школе в современных психологических исследованиях уделяется большое внимание.
Несмотря на это, по данным исследователей, число дезадаптированных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким (Л. Н. Винокуров, В. Е. Каган и др). В связи с этим данная проблема продолжает интересовать психологов и не теряет актуальности.
В исследованиях А. Л. Венгера выделяются три уровня адаптации к школьному обучению : высокий, средний и низкий. Каждый уровень предполагает определенную степень развития следующих содержательных характеристик: общего отношения к школе, интереса к учебной деятельности, особенностей поведения, статусного положения в классе.
По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67–69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание… Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка… - это путь через игру, фантазирование, сочинительство».
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу построения цикла занятий для детей школьного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Как пишет И. В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Однако психолого-коррекционные возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка в период адаптации к школе остаются еще недостаточно изученной проблемой. Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка в период адаптации к школе, общечеловеческих ценностей школьников особенно актуально в настоящее время. Во-первых, целостного научного исследования в этом аспекте проблемы в отечественной педагогической науке специально не предпринималось. Во-вторых, в условиях западнизации отечественной культуры, сведены до минимума традиции семейного чтения, мало внимания, уделяемого родителями формированию нравственных представлений у дошкольников, использование сказкотерапии для воздействия на эмоциональное состояние детей, мотивацию поступков в условиях социализации личности ребенка может представлять не только теоретический, но и практический интерес.
В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений практической психологии. С другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.
Выделяют три этапа, предшествующих оформлению концепции сказкотерапии как направления :
- этап спонтанного сложения и передачи историй;
- этап научного осмысления метафорического материала;
- этап использования сказки как техники, или как «упаковки» основного инструментария психолого-педагогической работы.
«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и тайны.
Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми : ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни.
К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи : Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок : художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. В понимании Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
Ткач Р. М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
По мнению Н. Пезешкиана, «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей». Если истории и притчи при психологическом консультировании подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить их.
По мнению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.
Нужно знать, как работать с художественными сказками, как самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и грамотно изменять поведение. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен…
А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.
Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, заключаются в следующем:
- отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
- неопределенность места действия главного героя;
- образность, метафоричность языка;
- психологическая защищенность, победа Добра;
- Наличие Тайны и Волшебства.
Формы работы со сказкой многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если правильно использовать все возможности сказкотерапии, то возможно оказать детям неоценимую помощь в сложный период адаптации к школе. Во-первых, ребенок будет знать, что окружающим небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, она использует, как основной инструмент, метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни. Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З. Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика».
Умственное развитие детей 6-10 летнего возраста характеризуется сформированным образным мышлением, которое позволяет ребенку создавать модели той действительности, с которой он имеет дело, грамотно выстраивать ее описание. Сказка в этом процессе может выступать знаковой системой, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.
Но не стоит забывать, что дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.