Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Организация труда детей среднего дошкольного возраста на огороде и в цветнике»

Ирина Шабанова
Консультация для педагогов «Организация труда детей среднего дошкольного возраста на огороде и в цветнике»
▼ Скачать + Заказать документы

Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее, вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе, Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Публикация «Консультация для педагогов „Организация труда детей среднего дошкольного возраста на огороде и в цветнике“» размещена в разделах

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной познавательной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.

Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, их пользе. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Труд в природе полезен и для физического развития детей, ведь он требует пребывания на воздухе, способствует укреплению нервной системы, предусматривает изменение видов деятельности, а, следовательно, - выполнение и отработку различных движений и т. д.

Летние месяцы - оптимальное время для посадки растений. Эта работа обычно вызывает большой интерес у детей. При посадке растений на огороде или в цветнике, а затем уходе за ними у детей формируется система знаний о растительном мире, в частности:

• о его закономерности и разнообразии;

• о стадиях развития растений и их строении;

• о сезонных изменениях в природе.

Дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, в частности, между условиями роста и интенсивностью развития растений. Дошкольники на практике усваивают знания о роли человека в природе. Поняв это, дети более сознательно будут относиться к природе.

Формы организации труда в природе.

Какие формы организации труда в природе мы используем? Прежде всего, это коллективный труд, работа в парах и индивидуальные поручения.

Индивидуальные поручения

дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд

- Эта форма труда необходима для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, умение прийти на помощь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

Планируя труд детей в природе, необходимо учитывать следующие важные моменты:

• характер труда;

• продолжительность и объем работы;

• способы привлечения детей к труду и организация их взаимодействия;

методы и приемы воспитания.

Труд детей в цветнике и на огороде должен быть разнообразным, посильным и регулярным. Следует помнить, что только разнообразный по содержанию труд вызывает у детей живой интерес и желание присоединиться к работе. Задачи необходимо усложнять постепенно. Физические усилия, приложенные детьми для их выполнения не должны вызывать переутомление. Иначе у детей возникнет негативное отношение к трудовым задачам.

Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать возрастным особенностям детей. Не стоит использовать игрушечный инвентарь - им тяжело и неудобно работать.

Воспитатель должен регулярно привлекать к труду в природе каждого ребенка, а также рационально распределять задачи между группами детей. Трудовые задания целесообразно сочетать с разными интересными приемами образовательной работы. Так, в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста целесообразно использовать тематические загадки, пословицы, поговорки и игры - «Найди по описанию», «Угадай, не ошибись», «Вершки и корешки» и другие. Чрезвычайно эффективным является сочетание наблюдений за развитием растений с чтением художественных произведений соответствующей тематики - стихов, сказок и рассказов. Например, высадив в грунт рассаду, стоит обратить внимание детей на особенности этой овощной культуры, а затем прочитать сказку или рассказ о ней. Тематические чтения будут целесообразны и при уходе за растением. Такой подход позволит расширить представления детей о мире растений.

Когда работа закончена, воспитатель должен объективно оценить труд дошкольников и обязательно похвалить их за усердие и аккуратность. Важно, чтобы во время работы в природе дети не только приобретали практические навыки, но и получали знания.

Воспитатель должен объяснять причину или цель каждого выполняемого действия, например,

• рассаду «переселяют» в почву в пасмурные дни, а если погода солнечная, то утром или вечером, иначе, сразу попав на яркое солнышко, растения засохнут;

• за несколько часов до посадки рассаду обильно поливают, чтобы комочки земли крепко держались у корешка;

• полив посаженное растение, влажное место засыпают сухой землей, чтобы предотвратить испарение.

Работа на огороде - прекрасная возможность закрепить умения детей различать и правильно называть растения. Детей дошкольного возраста целесообразно знакомить со строением растений, а также влиянием погодных условий на состояние растений. Работая на огороде с дошкольниками, воспитателю следует активно общаться с ними - вместе внимательно рассматривать растения, определять их свойства (цвет, размер, форму, общие и отличительные черты.

С наступлением теплых дней начинают работу в цветнике - разрыхлят и обновляют почву, выпалывают сорняки. Планируя детский цветник, следует руководствоваться здравым смыслом и чувством меры. Ведь при условии творческого подхода к планированию цветников, территорию можно украсить и одним видом цветов. Хорошо спланированные цветники придают территории детского сада привлекательность, и даже очарование. Творчески и вдумчиво подобранные декоративные растения служат богатым материалом для занятий с детьми в природе.

Наиболее удобным в условиях детского сада является цветник в виде узкой полосы вдоль дорожки. У такого цветника дети смогут удобно разместиться во время работы - посева, высадки рассады, рыхления, прополки, полива.

Перед посевом цветов, высадкой рассады выравнивают поверхность цветника и проводят борозды или делают лунки. Раздают детям семена цветов или стаканчики с рассадой и объясняют, каким образом следует сажать растения - строками или группами. В центре или на заднем плане цветника (если он прилегает к стене или забору) сажают высокие растения, в средней части - несколько ниже, а у края - низкорослые. Детям обязательно нужно объяснить причину такого расположения цветов - рассказать о животворящей силе солнца и его значения для развития растений. Показать, что в случае ярусного расположения, высокие растения не заслоняют солнце своим соседям, и все получают достаточно света и тепла для жизни и развития. Если почва влажная, поливать цветник не надо.

Можно попросить детей разрыхлить землю, чтобы помочь молодым побегам пробиться. Уход за цветником заключается в своевременной прополке, поливе и рыхлении. Это дело может показаться дошкольникам скучным и однообразным. Поэтому, привлекая ребенка к такой работе, важно поддерживать его интерес к земледелию в целом. Детям можно предложить немало сказочных сценариев выполнения трудовых задач, в частности:

• Спасти цветочек от жажды, напоив ее водичкой в жару;

• Освободить цветочки от злых захватчиков - сорняков;

• Подготовить для растений мягкую постель - рыхлую землю, чтобы отдохнув, они смогли сделать детям ценные подарки - замечательные цветочки.

Детям будет интереснее работать, если в цветнике будет «жить», скажем, керамический зайчик или ежик. Первые прополки, когда еще трудно отличить ростки сорняков от цветов, воспитатель делает самостоятельно. Если растения высеяны слишком густо, их прореживают. Наблюдая за своим цветником, дети знакомятся с различными формами жизни цветов. Дошкольникам будет интересно узнать о цветах, которые реагируют на движение солнца или распускаются, когда оно садится. Цветы такие разные, но одинаково нуждаются во влаге, солнце и удобрении. А также в заботе дошкольника цветовода. Воспитателю можно спланировать проведение нескольких занятий по художественному творчеству на воздухе и вместе с детьми: украсить края цветника камнями, фрагментами керамики, или соорудить вокруг него невысокий плетень.

Сад, цветник, огород - волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, проводят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы. Игра, исследование, отдых или работа на участке - это первые наглядные занятия дошкольников в природе, которые способствуют развитию сенсорных ощущений, интеллекта, эмоциональной сферы, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста» Самостоятельность это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся.

Консультация для родителей «Формирование речевого этикета детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Формирование речевого этикета детей среднего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Игрушка для детей» Консультации для родителей детей среднего дошкольного возраста «Игрушка для детей» Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется.

Консультация для педагогов «О воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста» «О воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста» «Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении.

Консультация для педагогов «Речевая агрессия у детей дошкольного возраста» Речевая агрессия у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей) Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать вы, родители.

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного общего развития ребенка. Сформировать.

Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное.

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства для детей с Нарушением слуха дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учитель – дефектолог: Арбузова Наталья Владимировна,.

Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» Статья «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» Автор: Шишкина Ирина Ивановна воспитатель МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация труда детей среднего дошкольного возраста на огороде и в цветнике»
Опубликовано: 10 октября 2019 в 13:09
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация труда детей среднего дошкольного возраста на огороде и в цветнике»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шабанова (УИ 1908839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД