Мария Синчугова
Консультация для родителей «Формирование речевого этикета детей среднего дошкольного возраста»
«Формирование речевого этикета детей среднего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте интенсивно усваиваются нравственные чувства детей, развиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и этические навыки, начинается складываться стиль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому главная задача современного дошкольного образования - формирование навыков культуры поведения дошкольника как основы нравственного становления его личности в будущем.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование речевого этикета детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте предусматривает ознакомление с правилами и нормами речевого общения, а именно с формулами речевого этикета.
Этикет - в широком смысле – это свод норм поведения, соблюдение правил вежливости, сложившихся в обществе.
Этикет - установленные нормы поведения и правила вежливости в каком-либо обществе.
Культура речи ребенка обеспечивается обогащением словаря, развитием грамматического строя, четким звукопроизношением, грамматикой, образностью и интонационной выразительностью речи. Поэтому полезно проводить игры-драматизации с целью развития ритма и темпа речи. Детей нужно учить говорить громко, отчетливо, соответствующим тоном, а также принимать соответствующую позу во время разговора - стоять прямо, не размахивать руками, смотреть в глаза, не скрещивать ноги и т. п. Целесообразно также обратить внимание на мимику и жесты во время разговора, которые должны соответствовать его содержанию, быть простыми и выразительными, целесообразными и упорядоченными. Дети не должны быть назойливыми в своих притязаниях, вмешиваться в разговор взрослых, перебивать, а должны уметь своевременно вступить в разговор, называть взрослых по имени и отчеству.
Правила культурного речевого общения (речевого этикета) для дошкольников
• Необходимо закреплять с детьми разные приемы приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Напоминайте детям, что используя при встрече слова приветствия – «Здравствуйте» они желают человеку здоровья.
• Каждое утро в семье должны звучать слова: «Доброе утро моя ра-дость», «Пора вставать, мое солнышко». Эти слова настраивают на хороший удачный день, помогают ребенку проснуться в хорошем настроении.
• Если при встрече с взрослыми ваш ребенок, по какой, либо причине не здоровается и молчит, нельзя требовать от него выполнения правил приветствия и тем более учить его при посторонних. Напомнить приемы приветствия лучше, когда вы останетесь с ребенком вдвоем.
• Уходя домой напоминайте детям слова прощания: «До свидания», «До новых встреч». Вечером, перед сном не забывайте желать всем членам семьи «Спокойной ночи», слыша постоянно от взрослых слова приветствия и прощания, дети сами начинают использовать их в речи без напоминания.
• Учите детей быть вежливыми при обращении друг к другу, к взрос-лым. Не забывать про слова благодарности и просьбы: «Спасибо», «Пожалуйста».
• Проигрывайте с детьми ситуации, в которых ребенок сам действую-щее лицо. Эти ситуации будут способствовать формированию и за-креплению навыков речевого этикета.
• Создавайте для ребенка проблемные ситуации, в которых ему самому приходится находить выход из той или иной ситуации. ( Пример: Как ты поступишь во время разговора двух взрослых? Вмешаешься в разговор и потребуешь его прекращения или остановишь разговор со словами: «Извините, что я вас перебиваю, но…»).
Избавьте ребенка от грубостей, исключите из семейного обихода бран-ные, тем более нецензурные слова.
Формула речевого этикета :
Думай,
• кому говоришь,
• что говоришь,
• где говоришь,
• какие из этого будут последствия.
Знание правил речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Он включает в себя:
• Знакомство
• Приветствие
• Привлечение и удержание внимания собеседника
• Умение просить
• Умение отказывать
• Умение извиняться
• Умение сочувствовать, проявлять участие
• Поздравления
• Прощание
• Благодарность
Помните! Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его до-стоинство.
Уважаемые родители, чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!
Игра «Учим волшебные слова»
Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ре-бё нком волшебные слова вежливости: «добрый день», «здравствуйте», «до свидания», «добрый вечер», «доброго времени суток». Расскажите, что люди разных народностей приветствуют друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему чаду не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.
Игровые ситуации
Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчико-вые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в цирк». И в ходе игры здоровайтесь, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.
Игра «Не ошибись, пожалуйста»
Предложите ребенку исполнить задание тогда, когда вы назовете «вол-шебное слово». Пожалуйста, добавь строки «волшебными словами» (с мя-чом).
• Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).
• Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
• Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
• Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
• Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста)
• Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).
Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»
К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Пальчики правой руки похлопывают поочерёдно пальчики левой руки.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю —
Всех я вас приветствую! (Сложить ладошки вместе.)
Обязательно прочитайте детям: А. Барто «Медвежонок – невежа», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Д. Дриз «Добрые сло-ва», Дж. Родари «Розовое слово «привет», В. Липанович «Вежливая ло-шадь», В. Салоухин «Здравствуйте», М. Дружинина. «Что такое здрав-ствуй», С. Маршак «Ежели вы вежливы», Осеева «Вежливое слово» Уроки вежливости» А. Усачёва, «Очень вежливый индюк» Б. Заходер, «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб, «О вежливости» С. Я. Маршака,
«Вежливый ослик» И. Пивоварова и др.
Памятка для взрослых:
«Как помочь ребенку быть вежливым» или «Уроки вежливости для детей» :
• Стремитесь всегда в своей речи употреблять вежливые «волшебные» слова сами. Помните, что Вы яркий пример для подражания.
• Убедите своих родственников, окружающих ребенка, в том, что вежливые слова в вашей семье – это норма.
• Расскажите ребёнку о силе «волшебных слов».
• Всегда здоровайтесь и прощайтесь с ребёнком. Старайтесь употреблять различные формы приветствия и прощания (добрый день, доброе утро, всего доброго, до скорого свидания, всех благ и так далее)
• Научите ребё нка основному правилу вежливости: здороваться всегда и везде со всеми, кого в этот день видишь в первый раз.
• Не забывайте: обучая вежливости, будьте всегда вежливы сами!