Наталья Беркинова
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Наше ДОУ укомплектовано высококвалифицированными педагогическими кадрами. Но, несмотря на это, каждый педагог стремится к самообразованию, повышению квалификации, совершенствованию своего мастерства.
Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование. Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов дошкольного учреждения. Организация самообразования — одна из главных и сложных задач старшего воспитателя дошкольного учреждения.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация работы по самообразованию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ и методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик — хороший стимул для организации этой работы.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей; разработку и практическую апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения; создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т. д.
Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.
Для этого педагог проводит самодиагностику.
Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу и он стремится скрыть свою некомпетентность от других.
С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностические карты. (Приложение 1)
После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога необходимо сформулировать тему по самообразованию.
Или же, чтобы сделать этот процесс целенаправленным, старший воспитатель составляет список тем самообразования, которые так или иначе связаны с уже сформулированными годовыми задачами или другими проблемными направлениями. Например, судя по анализу уровня развития детей, кроме направлений развития игровой деятельности, развития речи и физического развития, также проблемной является организация патриотического воспитания (уровень развития детей составляет 85%). Таким образом, темы самообразования могут быть связаны с различными направлениями физического развития, развития речи, игры детей, патри-отического воспитания.
При этом количество предлагаемых тем должно быть в 1,5—2 раза больше численности педагогов с тем, чтобы у них была возможность выбора.
Вместе с тем каждый педагог вправе выбрать интересующую его тему самообразования самостоятельно, без учета направлений, предлагаемых старшим воспитателем. Например, педагог прочел в журнале интересную публикацию, нашел новое методическое пособие и готов далее изучать литературу по заинтересовавшей его теме, пробовать внедрять новые знания в воспитательно-образовательную работу с детьми. В этом случае задача старшего воспитателя — оказать ему возможную методическую поддержку, помочь подобрать литературу, направить для изучения опыта в другое дошкольное образовательное учреждение или на модульные курсы по интересующей педагога проблеме.
При планировании самообразования педагогов старший воспитатель должен помнить, что к каждой из предлагаемых тем он должен подобрать список литературы для самостоятельного изучения педагогами, а также обсудить с педагогами и определить возможные формы отчетности по теме самообразования
На этом этапе старший воспитатель помогает определить проблему, тему самообразования. Проводя наблюдения разных сторон педагогического процесса, педагогический анализ, контролируя работу педагогов, старший воспитатель помогает выделить вопросы, наиболее актуальные для каждого. Могут помочь индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных анкет. Возможно проведение и такой формы работы, как выставление воспитателями себе «оценок» по тому, или иному разделу работы, которые обязательно анализируются старшим воспитателем и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить воспитателя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа.
Этапы работы по самообразованию :
• Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный). Включает в себя прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научной и учебно-методической литературы, поездки и экскурсии с целью детального ознакомления с вопросом, вызывающим затруднения у педагога и осуществления проблемно-ориентированного анализа полученных данных. Итогом данного этапа должно стать формирование у педагога совокупности теоретических знаний:
• Введение в практику. Полученные знания педагог использует на практике. На данном этапе целесообразно ведение дневника наблюдений, осуществление мониторинга с целью фиксирования результатов;
• Представление опыта по теме. Доклад на педагогическом или методическом совете ДОУ, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, разработка конспектов занятий или учебно-методических пособий и т. д.
Графически этапы работы по самообразованию можно представить в виде перспективного плана, который определяет профессиональное развитие на 2-3 года
(Приложение 2)
Среди форм отчетности могут быть открытые просмотры, подготовка консультаций и семинаров, разработка конспектов занятий, выступление на педсовете, подбор игр и атрибутов и т. д.
Старший воспитатель имеет возможность привлечь воспитателей к выступлению на заседании Совета педагогов по теме самообразования, проведению индивидуальной или групповой консультации, организовать в методическом кабинете выставку изготовленных ими пособий, материалов и т. д. Результаты работы по самообразованию — источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это могут быть конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое.
Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. В конце учебного года может быть проведена, например, выставка работ воспитателей и детей по темам самообразования, можно организовать «круглый стол» по обмену опытом или провести «творческую гостиную» и т. д. Необходимо выработать определенные требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Нужно предусмотреть и определенные меры стимулирования наиболее эффективной работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.
Важно отметить, что в организации работы по самообразованию необходимо учитывать факторы, определяющие ее результативность.
1. Наличие учебной и методической литературы, нормативных документов, наглядных пособий (методический кабинет должен являться подлинной базой для самостоятельной работы с литературой, пособиями)
2. Наличие времени для самостоятельной работы (при составлении графиков целесообразно предусматривать время для самостоятельной работы с литературой)
3. Учет уровня развития умений и навыков самостоятельной работы и профессионального опыта педагогов, склонности к самообразованию (старший воспитатель должен уметь оказать помощь педагогу)
4. Воспитателей, не владеющих навыками самостоятельной работы, необходимо обучать методике самостоятельной работы, которая включает в себя овладение содержательной стороной (усвоение теоретического материала, оперативной (овладение рациональными действиями и операциями при изучении теоретического аспекта,мотивационной стороной (развитие интереса к познанию, осознание профессиональной значимости данной работы). В методическом кабинете представлен материал в помощь воспитателям.
5. Основные условия эффективной самостоятельной работы :
• Выбор темы и проблемы
• Постановка целей и задач
• Определение этапов и путей работы над темой
• Подбор методических и наглядных пособий
• Планомерное и систематическое их изучение
• Сочетание глубокого усвоения теоретических знаний и практического овладения способами, приемами самостоятельной работы
• Последовательное усложнение содержания, видов и форм организации работы по самообразованию
• Разработка методических рекомендаций в помощь воспитателю
• Стимулирование взаимопроверки, самоконтроля и самоанализа, разнообразных форм отчета по самообразованию.
Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства, личностного роста, что влияет на результативность педагогической деятельности.