Крылова Марина Васильевна
Консультация для педагогов «Организация пространств группы для решения задач по звуковой культуре речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Публикация «Консультация для педагогов „Организация пространств группы для решения задач по звуковой культуре речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по развитию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи : воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи»
В нашей группе работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков
Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, лексика грамматической, связной речи.
Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характере.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи :
1. Развитие речевого слуха.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работа над развитием речевого дыхания (т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами).
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Работа над дикцией.
7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь.
9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе детского сада должна способствовать реализации этих задач.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды группы.
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:
- восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.
В нашей группе оборудована речевая зона по звуковой культуре речи.
- Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер.
- Игры направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания,, артикуляционной моторики.,
Наполняемость речевого уголка осуществляется по разделам:
1. Развитие артикуляционной моторики (предметные картинки – опоры, артикуляционная гимнастика в картинках: и стихах, артикуляционная гимнастика для губ и языка.
2. Речевое дыхание: ««Листочки»; «Бабочки»; «Султанчики»; «Футбол»; «Буря в стакане»; вертушки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.
3. Формирование фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты: погремушки, дудочка, колокольчики, металлофон, бубен и др.
игры на дифференциацию звуков.
4. Звукопроизношение : Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук;, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте «Играем в лото», «Логопедическое лото», «Где живет звук», «Ромашка», Найди свой домик», «Определи звук в слове», картотека дидактических игр и упражнений по звукопроизношению.
Заключение
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.