Оксана Валерьевна
Консультация для педагогов «Организация песочной терапии на логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по - другому взглянуть на себя, по - иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Сам сеанс имитирует… детское копание в песочнице. Однако вместо лопатки и ведерка предлагается набор фигурок, а также бусины, кубики, миниатюрные автомобили, игрушки, кусочки дерева, монетки, камешки, сухие листья… Словом, в распоряжение предоставляется все, что нужно для создания своей собственной модели внутреннего мира в миниатюре.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация песочной терапии на логопедических занятиях“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии : она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества - именно так действует песочная терапия на детей.
Музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий по песочной терапии для детей, являются сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того, в сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки. Для детей песочная терапия, занятия которой могут проводиться в самом раннем возрасте - это способ легко поведать о своих страхах, поделиться проблемами. Ведь не для всего мы можем подобрать нужные слова – даже будучи уже взрослыми. Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок, малыш передает нам все свои фантазии и переживания. Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, дети могут проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении, свои страхи. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.
В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Для организации песочной терапии понадобится :
• Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
• Песок (обычный, но просеянный, чистый)
• Вода
• Коллекция миниатюрных фигурок
Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины. Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.
Картотека игр с песком по развитию речи.
«Один - много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: песочница, мелкие игрушки или предметные картинки.
Ход игры: взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном. Например: «Огурец - огурцы, стул -стулья, ложка-ложки».
«Разноцветная фантазия»
Цель: упражнять детей в умении подбирать существительные к прилагательному.
Оборудование: песочница, жетоны разного цвета.
Ход игры: взрослый прячет жетоны в песке, дети по очереди достают жетон и подбирают существительные, обозначающие предметы данного цвета. Например, ребёнку попался жетон белого цвета, он называет слова: снег, мел, сахар, соль и т. д.
«Что лишнее?»
Цель: формировать умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: песочница с влажным песком, набор мелких игрушек: машина, морковь, сумка, медведь, дом, сом, и т. д.
Ход игры: песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом – слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем – слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.
«Игры с песком»
Цель: упражнять детей в умении образовывать однокоренные глаголы с приставками (на, вы, пере, до); расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: песочница с сухим песком, ёмкости и миски для игры с песком.
Ход игры: вначале проводится беседа о свойствах сухого песка. Затем ребёнку предлагается поиграть с песком. Во время действий ребёнка с песком воспитатель задаё т ему вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (Насыпаю песок в стаканчик; высыпаю песок из тарелки; пересыпаю песок из одной миски в другую; досыпаю песок в этот стакан). После этого ребёнок может поиграть самостоятельно.
«Помоги Незнайке»
Цель: формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи.
Оборудование: песочница с сухим песком, предметные картинки с дикими животными, схема для составления рассказа, письмо от Незнайки.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, о том, что им пришло письмо от Незнайки и зачитывает его: «Здравствуйте дорогие ребята! Помогите пожалуйста составить рассказ об одном из животных, живущем в лесу. Я хочу принять участие в конкурсе «Моё любимое животное». Для этого я должен сочинить рассказ об этом животном, но у меня не получается. Я надеюсь, что вы мне поможете.» Затем педагог предлагает детям по очереди отыскать любое животное в песке и составить описательный рассказ опираясь на схему. Во время выполнения задания педагог помогает детям при помощи наводящих вопросов. Игра продолжается до тех пор пока все дети не расскажут о своём животном.
«Отгадай загадку и найди отгадку»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, внимания, речи; закреплять умение детей отгадывать загадки.
Оборудование: песочница с сухим песком, предметы – отгадки.
Ход игры: воспитатель прячет все предметы до начала игры в песочнице. Затем предлагает отгадать загадки, тот кто правильно отгадывает загадку имеет право найти отгадку в песке на ощупь. Если он находит не правильно, ему может помочь кто другой из детей. Когда все предметы – отгадки будут найдены ребята могут продолжить самостоятельные игры с ними в песке.
Разогревающие игры
«Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: песочница с сухим песком.
Ход игры: воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
«Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: песочница с сухим песком.
Ход игры: педагог говорит : «Ребята, в песочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
«Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: песочница с сухим песком.
Ход игры: дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
«Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: песочница с сухим песком.
Ход игры: педагог говорит : «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).
«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).