Мария Кириллова
Консультация для педагогов «Организация детской деятельности через использование тематических коллажей»
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста, я открыла для себя и теперь постоянно использую нетрадиционную форму организации работы с детьми – коллаж.
Что же такое коллаж? Коллаж : от французского collage, что означает «наклеивание». Коллаж-это произведение, целиком выполненное этим способом. Эта техника используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, отличающихся по цвету и фактуре, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация детской деятельности через использование тематических коллажей“» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Коллаж
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности.
Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Не секрет, что дети очень любят свои «произведения творчества». Они с удовольствием рассматривают их, дорисовывают, дополняют какими-то деталями. Вот эту особенность дорисовывать, дополнять - можно использовать для создания картин-коллажей. На одном листе бумаги мы с ребятами работаем в течение нескольких занятий (в конце каждого занятия надо обязательно сообщить, что будем делать в следующий раз)
Замечательно данный вид изобразительной техники подходит для работы с родителями. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной творческом проекте, дети совместно с родителями общаются как творческие партнеры, решая какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Совместный творческий опыт оставляет в детской душе неизгладимый свет радости.
Важно, что материал, используемый для создания коллажа, доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту. Это могут быть бусинки, пуговицы, вырезки из журналов, кусочки ткани и т. д. Педагог должен как можно лучше знать особенности изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а так же знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.
В качестве материала для коллажа мы часто используем незавершённые рисунки детей. Из отдельных образов создаем коллективную работу. Использование разных техник изготовления коллажей позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, фантазию, дает полную свободу для самовыражения.
На занятиях по созданию коллажа дети развивают не только творческую, но и речевую активность. Они сочиняют истории про героев своих работ, рассказывают, из каких материалов и почему они будут делать тот или иной элемент. А самое главное – каждая работа дарит только радость, коллаж не дает возможности огорчиться – здесь не может быть неудач.
Принципы работы в данной технике:
Принцип наглядности. Наглядность обеспечивает понимание, запоминание, создание у ребенка зрительных образов и предпосылки для творческой идеи.
Поэтапность. Работа над коллажем ведется поэтапно, с постоянной сменой изобразительных техник и материалов, чтобы у ребёнка была заинтересованность в продолжение занятий.
Принцип индивидуализации обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Использование коллажа как продукта проектной деятельности.
Актуальностью реализации проекта «Духи древних славян» стало то, что современные дети предпочитают заграничные мультфильмы, сюжеты которых и применяют в своей игровой деятельности. А ведь Россия страна, которая богата своей самобытной культурой - фольклором, сказками, мифами и легендами.
Цель проекта: создание условий для развития и поддержания интереса детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры; определение влияния этих условий на развитие творческой активности детей. Духовный мир славянского народа берет начало из мифологических представлений, народных обрядов и верований. При работе над проектом мы остановились на героях самых популярных легенд, знакомых нам по сказкам.
Проект «Духи древних славян» включает в себя 3 последовательных этапа, каждый из которых направлен на решение определенных задач.
1 этап - Знакомство с духами древних славян. Создавалась проблемная ситуация – Письмо от Бабы Яги, целью которой является развитие и поддержание интереса детей к истокам русской культуры, проводилась беседа для принятия выделенной проблемы детьми.
С детьми была организована игра - путешествие во времени, которая познакомила детей с героями духов древних славян, способствовала поддержанию интереса к данному виду деятельности. Дети рассматривали иллюстрации и репродукции картин В. Васнецова «Три богатыря», «Три царевны подземного царства», Врубеля «Царевна Лебедь», Пан и др. Читали книги о приключениях героев волшебных сказок Ивана Царевича с серым волком, Бабы Яги, Василисы Прекрасной, Кощея Бессмертного, Марьи Моревны и многих других. Происходило знакомство с предметами русского быта.
2 этап - «Приглашаем духов древних славян к нам». На этом этапе дети воплощают ли полученные знания в различных видах деятельности. Например, в рисовании «Сбежавшая Баба Яга» на основе признаков внешности дети изображали Бабу Ягу, причем выбирали их на основе имеющегося опыта (летает на метле, в ступе, нос крючком, зубы торчат, на носу бородавка). Это позволило проявить собственное видение, и как результат, рисунки получились разными не похожими, отсутствовала шаблонность. Так же при изображении духов древних славян дети могли передавать собственное отношение к героям, пропускали через собственные эмоции и находили решение в цветовом изображении. В рисунках дети отображали полученные знания. Так же дети изображали дома, в которых живут герои легенд. Эта деятельность не только помогла закрепить и отобразить полученные знания, но и проявить фантазию, творческую активность. На основе полученных рисунков, дети составляли рассказы, что способствовало развитию связанной речи, расширению активного словаря.
3 этапом изобразительной деятельности стало создание коллажа. Детские работы отличались разнообразием и самобытностью. Дети передавали и полученные знания, и собственное отношение к героям. Даже отрицательные герои (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кикимора и др.) детям симпатичны.