Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Обучение грамоте в средней группе детского сада»

Галина Паничкина
Консультация для педагогов «Обучение грамоте в средней группе детского сада»
▼ Скачать

В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.

Они получают знания об основных законах речи:

• речь состоит из слов;

• слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами:

Публикация «Консультация для педагогов „Обучение грамоте в средней группе детского сада“» размещена в разделах

• слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);

• они звучат (состоят из звуков);

• слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);

• из слов можно составлять предложения;

• звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).

В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше («р», «рь», «с», «сь».) или резче, четче («б», «бь», «г», «дь».) всех других звуков.

При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя, значит, ему самому придется овладеть такими умениями.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:

• звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;

• после того как он выделен, его нужно назвать изолированно, так, как он слышится в слове (мяч — 1-й звук «мь», мак — 1-й звук «м», ель — 1-й звук «й»);

• интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова; возникает путаница.

• словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж — «еш», мороз — «морос».).

Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками» : звук «р» — песенка большого мотора, «сь» — маленького насоса, «ж» — песенка жука, «ш» — песенка ветра. Например, детям предлагается называть предметы и в словах-названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак, тор-рт, шар-р) или песенку ветра (ш-шуба, кош-шка, малыш-ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания.

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твердый согласный — большой братец, а мягкий согласный — маленький братец, а одинаковые согласные звуки они называют товарищами.

В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь-съ-сь. В игре «Петрушки с колокольчиками» они звенят сначала большими (з-з-з, а затем маленькими (зь-зь-зь) колокольчиками. Эти умения закрепляются в играх, когда играющие называют «братца» заданного звука или подбирают предметные картинки, в названиях которых есть «звуки-товарищи» (маш-шина, ш-шиш-шка, малыш-ш-ш).

В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Например, дается задание составить на фланелеграфе букет из различных цветов. Вызванный ребенок берет картинку, называет цветок, произносит слово с выделением первого звука и звук изолированно: ромашка — р-р-ромашка — «р»; василек — Василек — «в», лилия — л-лилия — «ль».

Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.

Публикации по теме:

Консультация «Проводим лето с пользой» для родителей средней группы детского садаКонсультация «Проводим лето с пользой» для родителей средней группы детского сада «Проводим лето с пользой?» Консультация для родителей средней группы детского сада “Чем занять детей летом”. Просидеть все лето за компьютером.

Декада «ЗОЖ против COVID» для детей, родителей и педагогов средней группы детского садаДекада «ЗОЖ против COVID» для детей, родителей и педагогов средней группы детского сада В начале декабря в детском саду проходила декада здоровья, в которой приняли участие воспитанники, родители и педагоги. Цель данного мероприятия:.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада»Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада» Лето — замечательное время года, прекрасный оздоровительный для наших детей. Мы педагоги должны создать условия для укрепления здоровья.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Самоанализ занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада «Поздравительная открытка»Самоанализ занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада «Поздравительная открытка» .

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обучение грамоте в средней группе детского сада»
Опубликовано: 28 августа 2022 в 20:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Обучение грамоте в средней группе детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Паничкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД