Галина Паничкина
Консультация для педагогов «Обучение грамоте в средней группе детского сада»
▼ Скачать
В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
• речь состоит из слов;
• слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами:
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение грамоте в средней группе детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
• слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
• они звучат (состоят из звуков);
• слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
• из слов можно составлять предложения;
• звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.
Основной задачей подготовительного курса является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволит детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука).
В зависимости от характеристики звука он произносится в слове дольше («р», «рь», «с», «сь».) или резче, четче («б», «бь», «г», «дь».) всех других звуков.
При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова. Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя, значит, ему самому придется овладеть такими умениями.
Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
• звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;
• после того как он выделен, его нужно назвать изолированно, так, как он слышится в слове (мяч — 1-й звук «мь», мак — 1-й звук «м», ель — 1-й звук «й»);
• интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова; возникает путаница.
• словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж — «еш», мороз — «морос».).
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками» : звук «р» — песенка большого мотора, «сь» — маленького насоса, «ж» — песенка жука, «ш» — песенка ветра. Например, детям предлагается называть предметы и в словах-названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак, тор-рт, шар-р) или песенку ветра (ш-шуба, кош-шка, малыш-ш). Введение игровой ситуации облегчает им выполнение задания.
С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами: твердый согласный — большой братец, а мягкий согласный — маленький братец, а одинаковые согласные звуки они называют товарищами.
В основу обучения положен принцип сопоставления звуков: в играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре «Насос» воспитатель предлагает детям надуть мяч большим насосом: с-с-с, затем маленьким: сь-съ-сь. В игре «Петрушки с колокольчиками» они звенят сначала большими (з-з-з, а затем маленькими (зь-зь-зь) колокольчиками. Эти умения закрепляются в играх, когда играющие называют «братца» заданного звука или подбирают предметные картинки, в названиях которых есть «звуки-товарищи» (маш-шина, ш-шиш-шка, малыш-ш-ш).
В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Например, дается задание составить на фланелеграфе букет из различных цветов. Вызванный ребенок берет картинку, называет цветок, произносит слово с выделением первого звука и звук изолированно: ромашка — р-р-ромашка — «р»; василек — Василек — «в», лилия — л-лилия — «ль».
Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.