Марина Фурсова
Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностях детей»
▼ Скачать + Заказать документы
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатели, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, творческое мышление дошкольников более свободно, чем творческое мышление школьников.
Публикация «Консультация для педагогов „Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностях детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал ребёнка.
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
В соответствии с ФГОС ребё нок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей
Цель педагога : развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Реализация цели осуществляется через решение задач:
организация предметно-развивающей среды в группе в художественно-творческой деятельности;
развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
использование нетрадиционных техник;
привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Основными условиями реализации творческого развития являются :
создание обстановки эмоционального благополучия;
создание и обновление предметно-развивающей среды;
творческий подход к содержанию образования;
вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов.)
взаимодействие с семьями воспитанников;
Организация взаимодействия с детьми реализуется через:
образовательную деятельность по ИЗО и конструированию с интеграцией образовательных областей,
кружковую работу,
индивидуальную работу,
выставки детских работ,
праздники, развлечения, инсценировки.
Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни. Активно используем:
телевизор;
музыкальный центр;
аудио и видео-коллекция;
имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;
творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.
Стимулирование творческой активности
Развивающая среда мотивирует детей к творчеству. Некоторые дети по природе очень изобретательны, в то время как другие чувствуют себя менее комфортно в творческом самовыражении. Воспитатели предоставляют детям множество предметов, идей и стимулов, чтобы поддержать и развить их интерес к искусству.
В своей работе я попробовала многие нетрадиционные техники развития творчества :
Рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой; ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
методом тычка жёсткой полусухой кисти; ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
монотипия; Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане дети рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
набрызга; опустить зубную щётку в один цвет краски, держать щётку над бумагой. Стекой распылять краску – разбрызгивайте по листу. Можно использовать несколько цветов. Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.
рисование свечой; ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
мыльные фантазии; Берём краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И на булькайте себе в стакане много цветных пузырей.
А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене.
Кляксография; Делаем с детьми кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Нетрадиционные техники лепки :
«Тестопластика» - лепка из соленого теста.
«Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.
«Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.
Нетрадиционные техники аппликации :
«Бумажная мозаика» - создание изображения из цветных бумажных шариков,
«Обрывная мозаика» - заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.
«Оригами», как традиционное, так и модульное.
«Квилинг» - создание изображения из бумажных спиралей разного размера и формы, и др.
Вывод: Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!
Литература
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1987.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.