Ирина Чупрунова
Консультация для педагогов «Нестандартные приемы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
п. КОЛЫШЛЕЙ
«НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Составила: Чупрунова Ирина Вячеславовна,
воспитатель МДОУ детского сада «Улыбка»
п. Колышлей
Публикация «Консультация для педагогов „Нестандартные приемы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст достаточно интересный и ответственный возраст. Интересный он потому, что дети в этом возрастном периоде активно познают окружающий мир, контактируют с ним и с теми людьми, которые его окружают, таким образом получается, что у них происходит развитие. А ответственный, потому что именно взрослые, родители и педагоги должны ответственно подходить к этому жизненному этапу, так как они принимают активное участие в развитии детей. Необходимо отметить, что во ФГОС ДОО развитие мелкой моторики является важным и самостоятельным, отдельным этапом в жизни ребенка данного возраста.
А дошкольное детство, в рамках этого возрастного периода – это также важный и сложный этап развития личности детей. Если этот период не пустить на течение, то вся будущая жизнь человека может быть успешной.
Важно отметить, что развитие ребенка дошкольного возраста – это фундамент всей его будущей жизни, а для того, чтобы подготовиться к этому будущему, взрослым необходимо обратить внимание на:
• Совершенствование речи;
• Укрепление физического здоровья;
• Гармоничное развитие личности;
• Умственное развитие.
Мелкая моторика является отражением того, как развивается ребенок дошкольного возраста и говорит о его интеллектуальных возможностях. Например, дети, у которых слабо развита моторика рук сталкиваются с такими проблемами как: сложность при собирании пазлов, конструкторов, мозаики. Им сложно самостоятельно застегивать пуговицы или держать столовые приборы. Они могут отказываться от тех видов деятельности, которые большинство детей очень любят. Иными словами, круг возможностей освоения и знакомства с миром для них намного сужается. Что в дальнейшем может спровоцировать заниженную самооценку и нестабильное эмоциональное состояние детей. Однако не только эти указанные проблемы могут быть, так как дошкольники при развитии мелкой моторики развивают и координацию рук, что ведет к подготовке самостоятельного письма. То есть, от того, насколько ребенок научится владеть и управлять своими пальцами зависит и его дальнейшее развитие. Необходимо отметить, что вместе с развитием мелкой моторики происходит развитие памяти, внимания, речи и увеличивается словарный запас.
И так, мелкая моторика – это способность выполнять ребенком точные, скоординированные действиями пальцами и кистями рук. И эта способность связана не только с бытовой и ежедневной деятельностью, но и подготовкой детей дошкольного возраста к обучению в школе. Работая в детском саду часто приходится сталкиваться с тем, что у детей возникают проблемы, связанные со слабыми кистями рук, трудностью запоминания цвета или формы предметов и тд.
Для развития мелкой моторики обычно в дошкольной образовательной организации создается специальная предметно-развивающая среда, где есть специально приобретенные игрушки, дидактические игры, а также такие игры, которые сделаны своими руками, то есть то, что используется в качестве нестандартных приемов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Такие приемы позволяют развивать фантазию, творческое мышление у детей.
И так, к нестандартным методам в развитии мелкой моторики достаточно много, но в данной работе я представляю свой собственный опыт и то, что уже проверено годами в моей профессиональной деятельности.
Для начала стоит отметить различные виды нестандартного рисования. Например:
• Рисование пальчиками;
• Рисование ладошками;
• Рисование ватными палочками;
• Рисование зубной щеткой;
• Рисование поролоном.
Такие приемы позволяют весело и радостно проводить время детям с одной стороны, а с другой стороны развивает кисти и пальцы рук и творческое направление у каждого ребенка.
Следующий прием связан с использованием пластилина. Так как при помощи него дети могут творчески выражаться, а также лепка развивает гибкость и подвижность маленьких пальчиков.
Еще один нестандартный прием – это изготовление поделок из бумаги, так как для результата этой деятельности ребенку нужно уметь работать с ножницами и клеем. И еще один вариант – это создание поделок из природных материалов, таких как: шишки, каштаны, желуди и другие доступные материалы.
Но самый обычный предмет, на первый взгляд, такой как пуговица, дарит детям массу положительных эмоций, так как в своей работе я подаю обычную пуговицу как нечто особенное и сокровенное. Большое разнообразие пуговиц дает возможность использовать их для различных развивающих игр. Пуговицы хороши тем, что это доступный материал, с помощью которого дети дошкольного возраста могут развивать координацию движений, запоминать цвета, формы и величины. Самая простая игра – это «подбери пуговицу». Детям необходимо подобрать пуговицу таким образом, чтобы она соответствовала цвету и размеру, согласно шаблону. Также можно предложить детям найти вторую пару определённой пуговицы среди множества других и проговаривать, какого они цвета и какого размера.
Из мелких предметов, таких как семена, пуговицы, веточки, камешки. Можно предложить детям выкладывать различные предметы, буквы, цифры, что-то по типу мозаики. Естественно, все это может проходить только под наблюдением воспитателей.
Также для развития мелкой моторики можно использовать различные баночки, бантики, молнии, которые можно раскручивать, развязывать и расстегивать – это также очень хорошо влияет на развитие моторики рук детей.
А еще одно из любимых занятий детей – это игра с контейнерами от шоколадных яиц. Во-первых, каждый может принести этот элемент от вкусного и всеми любимого лакомства и внести свою лепту, а во-вторых, эти контейнеры можно использовать для различных игр. Например, в каждый контейнер можно насыпать сыпучие продукты по парам: рис, гречка, орешки, горох и тд. И предложить дошкольникам найти вторую пару по звуку, то есть по звучанию, среди множества таких элементов. Еще один вариант использования таких контейнеров при игре в «Сухой бассейн». Дети ищут руками игрушку или любой другой предмет, который спрятан среди большого количества разноцветных контейнеров от лакомств.
Так, при развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста, развивается и координация движения рук у дошкольников, через представленные нестандартные приемы. Благодаря этим методам улучшается точность движения рук и глаз, гибкость рук, ритмичность, развивается мелкая моторика кистей рук и пальцев рук. Улучшается воображение, мышление, слуховое и зрительное восприятие предметов, а также формируется творческое начало.