Виктория
Консультация для педагогов «Народная игра и её роль в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов. Народная игра и её роль в развитии дошкольников.
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования в образовательном процессе сегодня большое внимание уделяется игре.
Публикация «Консультация для педагогов „Народная игра и её роль в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-соревнования и многие другие. Но одни из самых любимых детьми – веселые подвижные игры: прятки, ловишки, салочки, горелки, русская лапта, казаки-разбойники, различные игры с мячом. Пожалуй, каждый из нас играл в них в детстве с большим удовольствием, не задумываясь о том, что эти игры являются русскими народными.
Русские народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них осмысливается и познается окружающий мир, в них развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение физического развития и воспитания дошкольников.
Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договорённости, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями:
- социально-политическим,
- экономическим,
- национальным.
На основе исследований Капицы О. И. и Науменко Г. М. народные игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) игры по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые);
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий).
Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма актуальным.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из
поколения в поколение.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и
составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Таким образом, можно сделать вывод, что основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.