Лучший педагог года

Консультация для педагогов начальных классов «Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза»

Оксана Валерьевна
Консультация для педагогов начальных классов «Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Публикация «Консультация для педагогов начальных классов „Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза“» размещена в разделах

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Это:

• пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

• раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И. Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок.

К ним относятся:

• ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез);

• ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

• ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).

1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

Основные этапы формирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т. А.).

Простые формы звукового анализа.

- Выделение первого ударного гласного в слове.

- Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.

- Выделение гласного из середины слова.

- Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова).

Сложные формы звукового анализа.

- Определение последовательности звуке в слове.

- Определение количества звуков.

- Определение места звука относительно других звуков.

Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учетом того, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования:

а) с опорой на вспомогательные средства;

б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, — только проговаривание;

в) во внутреннем плане.

Речевые материалы подбираются с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:

- односложные слова без стечения согласных;

- двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов;

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;

- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова; трехсложные слова.

Начинают коррекционную работу с обучения детей определению количества слогов в слове и изображения хлопками двух-трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гласных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов (Ткаченко Т. А.). Логопедическая работа по развитию фонематического анализа, и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности.

1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия).

2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове).

3. Определение последовательности и количества звуков в слове.

4. Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).

Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности.

1. Анализ обратного или закрытого слога (ИЛ, УМ). Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него.

2. Анализ открытых слогов (ПА, МУ). Проводится с теми же звуками, но в обратной последовательности.

3. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП - ПА, УМ - МУ.).

2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова

Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. При построении занятий следует учитывать этапы формирования слоговой структуры, предложенные А. К. Марковой и З. Е. Агранович.

1. Этап. Подготовительный. (Невербальный уровень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации.

2. Этап. Коррекиионный. (Вербальный уровень)

Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов.

Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.

Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию :

- двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са;

- трё хсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на;

- односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;

- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон, ка-бан;

- двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка;

- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, зай-чик;

- трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над, ко-ри-дор;

- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым

слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат;

- трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка;

- односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд,

лифт;

- двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка;

- четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.

3. Коррекция специфических ошибок на уровне

словосочетания, предложения и текста

Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:

• -знакомство с предложением - определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения;

• дифференциацию словосочетания и предложения;

• развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении;

• знакомство с предлогами — определение их значения, знакомство с написанием предлогов;

• знакомство с приставками - определение их значения; знакомство с написанием приставок;

• дифференциацию предлогов и приставок;

• знакомство с текстом — определение основных признаков текста;

• дифференциацию отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте.

Доступность и привлекательность игровых ситуаций позволяет сделать логопедические занятия более эффективными. Параллельно с занятиями в работе необходимо использовать альбом для выполнения индивидуальных заданий.

Альбом позволяет ребенку решить многие проблемы самостоятельно, что в свою очередь формирует у него навык контроля и самооценки, а также закрепляет запас имеющихся представлений о звуковом, слоговом и языковом анализа и синтезе.

Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:

- работу по интеллектуальному развитию ( развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

- развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами);

- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

К концу обучения дети должны знать.

1. Названия гласных и согласных звуков и букв.

2. Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.

3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.

4. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок.

5. Правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь.

1. Различать гласные и согласные звуки.

2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3. Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4. Определять в словах место и последовательность звука: гласных и согласных звуков.

5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.

7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.

Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза. Использование в работе различных материалов и пособий позволит учителю-логопеду в течение года пронести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

Публикации по теме:

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Скороговорки в работе учителя начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на новую публикацию об использовании скороговорок на уроках в начальной школе. Скороговорки - это несложный,.

Стихи-посвящение учителям начальных классовСтихи-посвящение учителям начальных классов Когда наши дети покидают детский сад, они попадают в надёжные руки педагогов школы. Понятны волнения родителей и,конечно же,самих детей.

Театрализованное представление для учащихся начальных классовТеатрализованное представление для учащихся начальных классов В ноябре месяце 2020 года моему классу предложили поучаствовать в проекте Российского движения школьников "Фестиваль театрализованных представлений.

У нас в гостях учитель начальных классовУ нас в гостях учитель начальных классов Здравствуйте, дорогие МААМовцы! На календаре уже разгар лета, но мы вернемся немного назад. В мае месяце нас посетил учитель начальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов начальных классов «Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза»
Опубликовано: 29 января 2023 в 22:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов начальных классов «Устранение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД