Елизавета Хлызова
Консультация для педагогов «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа представляет собой удивительное явление, воздействие которого на духовный мир человека, особенно на детей дошкольного возраста, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования считается одной из наиболее актуальных в настоящее время. Уже с самого раннего детства необходимо формировать представление в детях о том, что человек зависит от чистой окружающей среды. Поэтому так важно научить ребенка заботиться о красоте природы. Основная цель экологического воспитания и образования в дошкольных учреждениях - воспитать защитников природы, предоставить им экологические знания, научить детей быть добрыми, любящими и заботливыми к природе, а также бережно управлять ее ресурсами.
Публикация «Консультация для педагогов „Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В процессе экологического воспитания детей активно применяется метод наблюдения. Это наблюдение проводится в различных ситуациях: на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы в природном уголке, при проведении экспериментов и опытов, а также в ходе игровой активности.
Имеет большое значение, чтобы маленькие дети, когда вступают в огромный и загадочный мир, научились, благодаря своим наблюдениям, развивать тонкое чувство, умение видеть и осознавать, что этот удивительный мир очень разнообразен, многогранный и яркий, а люди - неотъемлемая часть этой многоцветной палитры. Дети способны замечать и осознавать эту разнообразность. В ходе своих маленьких открытий и наблюдений, дети не только безучастно "глядят" на окружающее, но и с увлечением исследуют способы его изменения и преобразования.
В процессе наблюдений детская душа раскрывается во взаимодействии с природой, что способствует развитию образного мышления, наблюдательности и внимания. Однако способность воспринимать и ощущать красоту окружающей природы не появляется сама по себе; ее необходимо развивать. Дети часто упускают из виду прекрасное в окружающем мире, особенно когда взрослые не передают своих эмоциональных впечатлений от природы и не пробуждают у детей наблюдательности, которая так важна для восприятия красоты. Когда дети наблюдают природу вместе с взрослыми, они начинают понимать и полюбить ее, разделяя восхищение и восприятие прекрасного вместе.
О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К. С. Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее – то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле…Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность. Обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
Чувство любви к природе формируется во время наблюдений лишь тогда, когда взрослые вводят ребенка в ее тайны, совместно с ним исследуют ее загадки и дарят знания о жизни растений и животных. Они учат его наслаждаться природой, вдыхать аромат цветущих трав, восхищаться красотой цветков и наслаждаться пейзажами местности. Когда ребенок проявляет интерес к природе, он начинает проникаться любовью к ней и желание узнать о ней больше.
Путем наблюдения ребенок не только узнает внешние характеристики природных объектов, такие как цвет, структура, запах и т. д., но и приобретает разнообразные навыки, направленные на понимание и даже практическое воздействие на окружающую природу. Во время наблюдений дети развивают навыки анализа и способность делать выводы. Эффективная организация наблюдения дает возможность детям сформировать четкие представления о животных, растениях и сезонных изменениях в природе.
В осеннее время, дети внимательно следят за изменениями в природе, которые затрагивают не только цветы, но и деревья. Они также замечают, что количество птиц уменьшается, поскольку перелетные виды улетают в более теплые регионы. Во время наблюдения за осенним листопадом, дети понимают, что природа обладает уникальной красотой в каждом сезоне года.
Во время наблюдений в групповой комнате с детьми, воспитатель представляет детям удивительный мир растений, который может показаться статичным и лишенным жизни на первый взгляд. Задача воспитателя - раскроить перед детьми уникальность и тайны жизни этих растений, а также их красоту, которая является причиной их пребывания в помещении.
Особенно впечатляющим является вид цветущих растений, которые захватывают внимание и вызывают желание наблюдать за ними, не сводя глаз. Важно научить детей не только замечать, но и по-настоящему чувствовать и переживать красоту цветущих растений с самых ранних лет.
При наблюдении за растениями, дети учатся распознавать совершенно иную, чем у человека, форму жизни. Они начинают видеть в каждом зеленом побеге уникальное живое существо, жизнь которого полностью зависит от таких факторов, как вода, свет и почва. Для детей это также становится способом понимания связи между здоровьем и красотой. Они осознают, что красота является признаком здоровья, и в мире растений эта связь становится очевидной.
Таким образом, наблюдение за комнатными растениями помогает детям развивать их понимание растений и их потребностей. В результате они становятся более внимательными и заботливыми к своим "зеленым друзьям". Путем поливания, пересадки и ухода за растениями дети приобретают практические навыки и воспитывают моральное и эстетическое восприятие мира.
Дошкольники, освоившие навыки наблюдения и пройдя программу по "зеленому" воспитанию, смогут сами оценить красоту природы. А при посещении леса, луга или парка они смогут проявить свою наблюдательность и любопытство. Это вполне понятно, ведь у них уже есть базовые и серьезные знания о таинственной жизни растений, и они научились заботиться о ней и наслаждаться ей.
После того, как дети провели время, наблюдая за растениями и животными, они начинают проявлять заботу по отношению к ним. В этом процессе они также развивают разнообразные трудовые навыки, а также приобретают такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логическое мышление и эстетический взгляд на живую природу. Однако самое важное, что формируется в процессе, это их любовь и интерес к природе.
Дети сами осознают, что "любовь - это труд", и каждый день с особой нежностью и заботой ухаживают за растениями. Уголок природы в группе становится для них особенным местом, которое они любят и ценят как место для отдыха.
Таким образом, наблюдения помогают детям собирать конкретные образные представления и фактические знания, которые служат материалом для последующего осмысления, обобщения и систематизации. Это также позволяет им раскрывать причины и взаимосвязи, присутствующие в природе.
В результате этих наблюдений дети приходят к пониманию следующих важных моментов:
- объекты и явления природы тесно связаны и составляют единое целое;
- окружающий мир далек от статичности и постоянно изменяется.
Поэтому дети, внимательно наблюдая и анализируя, применяют свои знания и умения на практике, и это имеет важное значение в контексте экологического воспитания. Как показывает опыт, индивидуальная активность ребенка в практической деятельности является показателем его экологической осведомленности и культуры.
Именно в ходе активной практической работы ребенок удовлетворяет свои потребности в исследовании, делает выводы и обобщения. Постепенно он заменяет доминирующее наглядно-образное мышление теоретическим, что становится фундаментом для формирования экологической осведомленности у человека.