Ольга Илюшина
Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
по теме: «Заучивание стихотворений»
Учитель-логопед: Илюшина О. Н.
2017г.
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, мышления, но память в дошкольном возрасте - память природная, непроизвольная, по скорости развития опережает другие способности ребенка. Дети в этом возрасте с легкостью запоминают стихи, считалки, сказки, загадки; все яркое, красочное, привлекающее их внимание.
Публикация «Консультация для педагогов „Заучивание стихотворений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Кроме того дошкольный период детства характеризуется повышенной эмоциональностью, умением сочувствовать, сопереживать, проникаться настроениями, чувствами других людей, сказочных персонажей, героев художественных произведений.
На мой взгляд, эти две особенности детей дошкольного возраста во многом определяют успешность работы, направленной на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно декламировать стихи.
Художественное стихотворение имеет громадное преимущество перед другими жанрами, так как действует на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, проявлять выраженную восприимчивость к ритму. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят впечатление на детей.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание – обогащает словарный фонд, формирующий речь ребенка, развивает память, расширяет кругозор, формирует культурный уровень.
Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это – четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый с явно выраженной рифмой. Этим требованиям отвечают произведения Агнии Барто, Сильвы Капутикян, Самуила Маршака, Елены Благининой, Даниила Хармса, Зинаиды Александровой. Наличие игровых моментов, небольшой объём этих стихов, дают возможность часто повторять текст и использовать игровые действия в процессе заучивания. Так читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», можно поиграть и походить с флажком, при чтении З. Александровой «Грузовик», дети изображают поездку на грузовике с флажками в руках, при чтении А. Барто «Лошадка», дети изображают, как едут на лошадке.
Также не стоит забывать и материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, как по содержанию, так и по форме и языку прекрасно отвечают требованиям, которые предъявляются к стихам для маленьких.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты. Это стихотворения Елены Благининой, Самуила Маршака, Зинаиды Александровой, Елены Тихеевой, Бориса Заходера, Валентина Берестова, Вадима Левина, Корнея Чуковского.
Важно! Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для произвольного запоминания. Если до 4 лет педагоги не ставят перед ребенком цели запомнить произведение, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребенка запоминать текст наизусть, прилагая волевые усилия. И, чем больше ребенок будет учить наизусть – тем больший объём памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.
В старшем дошкольном возрасте дети запоминают значительно большие по объёму стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами, совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются уже достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. Это могут быть: стихи-шутки, дразнилки, небылицы, стихи – перевертыши, литературные загадки, литературные скороговорки, игры в слова и со словами, басни. Произведения каких авторов рекомендованы: Ирины Токмаковой, Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, классиков Александра Пушкина, И Сурикова, Е. Серова, Сергея Есенина, Ивана Крылова.
Кроме возрастного критерия подбора поэтических произведений, существует метод подбора стихов по психологическому и эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным детям – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке. Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Таким детям надо предлагать небольшие по объему, понятные по содержанию, насыщенные глаголами и существительными стихотворения. Также следует помнить, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария, которое ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно логическую память, а у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, которому принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, образной памяти. Таким образом, девочек можно и нужно раньше нацеливать на произвольное запоминание, а мальчики лучше будут запоминать произведения в игре, в интересной деятельности.
На характер заучивания положительно влияет интерес к стихотворению, понимание художественного произведения. И здесь очень важна роль воспитателя, его умение донести смысл стихотворения, вызвать эмоциональный отклик. Очень важно подготовить детей к восприятию стихотворения. Для этого перед началом чтения стихотворения желательно провести беседу, связанную с темой стихотворения. Беседу можно сопровождать показом картинок, иллюстраций, игрушек. Затем педагог обязательно называет жанр, автора и название стихотворения, а потом без установки на заучивание выразительно читает стихотворение. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. «Воспитатель не имеет права, писала Е. И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей». После прочтения проводится анализ произведения, объясняются непонятные слова, трудные места в стихотворении. Повторно произведение читается уже с установкой на запоминание. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.
Способы заучивания :
Визуальный – этот способ часто путают с простым показом книжных иллюстраций. В данном случае – это мнемический план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Мнемический план может представлять собой как построчное изображение предметов и действий, отображенных в стихотворении, так и изображение каждого слова в стихотворении, если это приемлемо для произведения. В старшем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно зарисовывают стихотворение, кодируют его. Такой способ значительно сокращает время заучивания произведения, так как большинство детей заучивают стихотворение уже на этапе составления мнемического плана. (Предлагаю зарисовать потешку).
«Кошка на окошке рубашку шьет,
Лошадь метлою избушку метет,
Курочка у печки блины печет,
Гусь с коромыслом к колодцу идет».
Двигательный – после проведения предварительной работы вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять длинную толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Затем вместе с ним, ритмично «наматываем» строчку за строчкой на пальчик. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Кроме наматывания нити можно использовать нанизывание бусин, строительство башни из кубиков, выкладывание пуговиц, шариков, желудей, шишек и т. д. Кроме того, разучивая стихотворение можно его прошагать, прохлопать, протопать. Основной принцип данного способа в том, что ребенку, особенно ребенку-кинестетику мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание двигательным актом.
Слуховой – это самый распространенный способ заучивания. В этом способе идет опора на рифму. Сначала вы знакомите ребенка с произведением, задаете ему вопросы по стихотворному материалу, объясняете новые слова. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз медленно, расставляя смысловые акценты. А потом предлагаете заучить произведение наизусть.
Лучшему запоминанию стихов способствуют следующие приемы:
зарисовывание каждого выученного стихотворения.
Дети делают собственную иллюстрацию к художественному произведению. Эти иллюстрации затем периодически можно рассматривать, читать наизусть раннее выученные стихотворения. Это хороший способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж детей группы.
игровой прием, когда стихотворение читается и одновременно обыгрывается, например, А. Барто «Мячик», Е. Благининой «Флажок»;
чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
драматизация стихотворного произведения;
досказывание детьми рифмующегося слова.
Из всего вышесказанного можно сформулировать следующие методические требования к заучиванию стихов :
1. Все стихотворения в дошкольном учреждении разучиваются с детьми педагогом.
2. Нельзя заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; закрепляется неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.
3. Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик, стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
4. Не следует требовать полного запоминания стихотворений на одном занятии. Психологи рекомендуют 8 - 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
5. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
6. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в группе, когда стихи звучат на прогулке, в повседневном общении, во время организованной деятельности, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года.
7. Во время разучивания стихотворений со старшими дошкольниками полезно использовать мотивацию, как дополнительный стимул к заучиванию. «Для чего мы разучиваем стихотворения, чтобы выступить на празднике, чтобы участвовать в литературных минутках, соревнованиях, ролевых играх, ко дню рождения и т. д.». Такая установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.