Анжелика Романова
Консультация для педагогов «Взаимодействие ДОУ с семьей по ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
У родителей и педагогов единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, жизнелюбивыми, активными, общительными, чтобы в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором уделяется большое внимание. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие ДОУ с семьей по ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающие решать образовательные задачи. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитания детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддерживать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверия.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщения родителей к жизни детского сада. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей.
Этот принцип предполагает, что родители могут свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания форм и методов образования родителей Современный родитель нуждается в изучении,как новых тем, так и старых в новом звучании.
При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе образования.
Компетентный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОО. При этом важно чтобы родители вступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Возможные формы работы семьей :
Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросом родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации)
Тематические консультации
Исходя из запросов родителей.
Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями.
Собрание,круглый стол с родителями
Использование активизирующих методик:
• Метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей.
• Метод игры, моделирующей проблемы и решения в триаде «ребенок-педагого-родитель».
• Метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий,заданий.
• Метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов по воспитанию ребенка, на разрешение проблемных ситуаций.
Конференции с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты, и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.
Общие собрания
Активное собрание родителей может включать:
• Мастер-классы.
• Семинар-практикум.
• Видео презентацию
Показ занятий на видеозаписи
Анкетирование
Обработка ответов осуществляется родителями, что позволяет получить более достоверные данные по тем или иным проблемам.
Организуя работу с родителями я используя различные приемы:
• Индивидуальные беседы в утренние вечерние отрезки времени где я выясняю здоровье, настроение ребенка и родителей; рассказываю об успехах ребенка чем занимался и на что стоит обратить внимание.
• Часто в своей работе провожу анкетирование, тесты для родителей, тем самым выясняю в какие игры любят играть дети, что родители хотели исправить в характере ребенка, какие проблемы есть у родителей в воспитании детей.
В своей работе с родителями я использую следующие формы:
• Наглядные стенды, папки - передвижки, содержат информацию практической направленности, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры в которые можно поиграть дома, советы, задания, интересные факты, даются различные рекомендации. Благодаря им родители узнают о режиме, получают новую информацию в сфере познавательного развития, речевого развития, физического воспитания и оздоровления детей. Например из папки – передвижки «Растем играя» родители узнали: как правильно организовывать игры, в какие игрушки играть.
• Родительские собрания.
Родительские собрания играют важную роль установлении взаимодействии между воспитателем и родителями, а также между самими родителями. Это своеобразная форма обратной связи, возможность обсудить предстоящие планы обучения и воспитания детей и поговорить об индивидуальных особенностях развития детей
На родительские собрания приглашаю узких специалистов: логопеда, мед. работника и др. Они в доступной форме разъясняют родителям, какие трудности могут быть в физическом, личностным, эмоциональном развитии детей и как их преодолеть.
• Консультации
Консультация помогает родителям узнать много полезной и интересной информации о детях, и правильно воспользоваться полученными знаниями на практике, в воспитании своих детей. Из консультации «Развиваем речь ребенка вместе» родители убедились в необходимости развивать речь ребенка, познакомились с играми помощниками
• А также привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовления поделок из природного материала, рисования, выставки детских работ. К совместным проектам – в реализации которых родители являются не просто зрителями, но и активными участниками образовательного процесса. Проведения таких выставок как «Осенние фантазии» Зимушка – зима» развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к развитию совместной деятельности детей и родителей.
• Важным звеномв совместной работы является приобщения родителей к непосредственному участию в работе группы: организация праздников и развлечений; «День Матери», «8 Марта», «Папа,мама, я. - спортивная семья».
Использование разнообразных формах работы с семьей позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
Воспитатели своей работай доказывают родителям, что их вовлечения в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность до и семьи более эффективно.