Оксана Гудыменко
Консультация для педагогов ДОУ «Организация нравственно-патриотического воспитания с дошкольниками с учётом ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания и организация нравственно-патриотического воспитания с дошкольниками в условиях обновления образовательного процесса с учётом ФГОС"
ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Организация нравственно-патриотического воспитания с дошкольниками с учётом ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Нравственно - патриотическое воспитание понятие многогранное. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.
От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
• организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность
осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
• инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы
взаимоотношений в детском саду и в семье;
• наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
• хороводные игры, игры-имитации;
• чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением
семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее
радостное настроение;
• рассматривание семейных фотографий и др.
В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел» : в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.
В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:
• этические беседы о городе, родной стране, мире;
• экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными
событиями;
• рассматривание иллюстраций об особенностях природы России,
разных стран;
• знакомство с элементами национальной культуры;
• обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и
горожан.
В работе с детьми подготовительной к школе группы применяются
следующие методы:
• знакомство с российской символикой;
• игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города,
отражая на ней достопримечательности;
• рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
• стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
• придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного
города;
• совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
• рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных
сооружениях, легенд, мифов.
Данные направления реализуются через различные виды деятельности: в НОД, в игре, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Формы работы с родителями
- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
-Педагогические беседы с родителями;
-Круглый стол с родителями;
-Тематические консультации;
-Конференции с родителями;
-Совместные досуги;
-Диспуты;
-Открытые НОД с детьми в ДС для родителей;
-Организация «уголков для родителей»;
-Посещение семьи;
-Оформление витрин (фотомонтажей, мини-музеев;
-Дни открытых дверей;
-Использование ИКТ;
-Работа с родительским активом группы;
-Семейные клубы;
-«Родительская почта» и «Телефон доверия»;
-Семинары-практикумы;
-Совместная экскурсия;
-Родительские конференции.
Консультации